Форум » Руководство и структура Министерства обороны Российской Федерации » Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации » Ответить

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации

Admin: ■ Руководство и структура Министерства обороны Российской ФедерацииГенеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации

Ответов - 4

Admin: Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской ФедерацииГерасимов, Валерий Васильевич Биография ■ Родился 08 сентября 1955 г. в г. Казани. В 1977 г. окончил Казанское высшее танковое командное училище имени Президиума Верховного Совета Татарской АССР. Командовал взводом, ротой, батальоном в Северной группе войск и Дальневосточном военном округе. ■ После окончания в 1987 г. Военной академии бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского проходил службу начальником штаба и командиром танкового полка, начальником штаба мотострелковой дивизии в Прибалтийском военном округе. С 1993 по 1995 г. — командир мотострелковой дивизии в Северо—Западной группе войск. ■ После окончания в 1997 г. Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации проходил службу в должностях первого заместителя командующего армией в Московском военном округе, заместителя командующего, начальника штаба и командующего 58—й армией в Северо—Кавказском военном округе. ■ С 2003 по 2005 г. — начальник штаба Дальневосточного военного округа. С 2005 г. — начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ, а с декабря 2006 г. — начальник штаба Северо—Кавказского военного округа. ■ В декабре 2007 г. назначен командующим войсками Ленинградского военного округа, а в феврале 2009 г. — командующим войсками Московского военного округа. ■ С декабря 2010 г. — заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. ■ С 26 апреля 2012 г. — командующий войсками Центрального военного округа. ■ Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2012 г. назначен начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первым заместителем Министра обороны Российской Федерации. ■ Награжден орденами «За военные заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 4—й степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3—й степени и рядом медалей.

Admin: ■ Оборонка Валерий Герасимов, генерал армии, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской ФедерацииГенеральный штаб и оборона страныВажнейшая задача — прогнозирование и оценка военных угроз Российской Федерации и выработка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики в области обороны Вниманию читателей «ВПК» предлагается выступление начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на военно—научной конференции Академии военных наук на тему «Роль Генерального штаба в организации обороны страны в соответствии с новым Положением о Генеральном штабе, утвержденным президентом Российской Федерации». □ В своем выступлении я хочу осветить роль Генерального штаба в организации обороны государства и уточнить задачи, решаемые военно—научным комплексом в современных условиях. В 2013 году указом президента Российской Федерации утверждено новое Положение о Генеральном штабе. В целом направления деятельности Генерального штаба не изменились. Его основным предназначением по—прежнему является стратегическое планирование в области обороны, разработка основ обеспечения военной безопасности государства, идеологии строительства и развития Вооруженных Сил и военной организации России в целом. □ ■ Коллаж Андрея Седых □ В то же время согласно новому положению ряд задач Генерального штаба уточнен, на него возложены дополнительные полномочия. Они направлены в первую очередь на координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Расширение спектра задач, решаемых Генеральным штабом, обусловлено, прежде всего, происходящими изменениями в характере вооруженной борьбы. Современные военные конфликты носят скоротечный характер, сопровождаются активным применением военных и невоенных средств. Расширяются состав разноведомственных сил, привлекаемых к обороне, спектр вопросов взаимодействия между ними и государственными структурами. Все больший вес при достижении военно—политических целей приобретают политические, дипломатические, экономические и другие меры, в том числе скрытого характера, такие как использование неправительственных международных организаций и частных военных компаний. Примером этого служат события в Сирии, на Украине, деятельность Гринписа в Арктике. Время реакции на переход от политико—дипломатических мер к применению военной силы максимально сократилось. Решения на создание, применение и обеспечение группировок войск (сил) принимаются в реальном масштабе времени. Военные действия смещаются в информационное и космическое пространство. Завершение создания глобальной системы ПРО США, реализация иностранными государствами концепций геоцентрического ТВД, глобального удара, сетецентрического пространства, нахождение на постоянной основе в ключевых районах мира боеготовых группировок ведущих стран обеспечат им возможность наносить удары в кратчайшие сроки по любой точке земного шара. Все эти изменения предопределили необходимость совершенствования обороны Российской Федерации, уточнения роли государственных институтов в ее организации, роли и места Генерального штаба, что получило свое развитие в федеральном законе «Об обороне» и новом Положении о Генеральном штабе. Одной из новых задач Генерального штаба законодательно определена разработка плана обороны Российской Федерации. Он включает комплекс взаимоувязанных документов военного планирования для всей военной организации государства. Такой план был разработан Генеральным штабом совместно с федеральными органами исполнительной власти и утвержден президентом Российской Федерации в январе прошлого года. В ходе его разработки согласованы по месту, времени, направлениям, силам, средствам и ресурсам мероприятия по заблаговременной подготовке страны к переводу на условия военного времени и решению военной организацией государства стоящих перед ней задач. Для предотвращения военных конфликтов спланировано комплексное проведение общегосударственных мер стратегического сдерживания. Его основу составляют политико—дипломатические и внешнеэкономические меры, которые тесно взаимоувязаны с военными, информационными и другими. В целом они направлены на формирование у потенциальных агрессоров убеждения в бесперспективности любых форм давления на Российскую Федерацию и ее союзников. □ ■ Коллаж Андрея Седых □ При планировании стратегического сдерживания Генеральным штабом организовано межведомственное взаимодействие в ходе выполнения общегосударственных мероприятий. Опыт разработки плана обороны показал необходимость четкой регламентации совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти. С этой целью Генеральным штабом осуществлена подготовка новой редакции Положения о военном планировании в Российской Федерации. В нем определены порядок разработки плана обороны, перечень документов, входящих в его состав, органы государственного и военного управления, отвечающие за разработку соответствующих документов. Все действия войск (сил) спланированы в соответствии с основополагающими уставными документами Вооруженных Сил. Они были переработаны и введены в действие в 2013 году. В них с учетом изменений в характере военных конфликтов определены основы применения межвидовых и коалиционных группировок войск (сил). Генеральным штабом совместно с ФСБ, МВД и МЧС России начата работа по подготовке документов, регламентирующих применение разноведомственных группировок войск (сил). Еще одной задачей Генерального штаба является координация разработки концепций, планов строительства и развития других войск и воинских формирований в интересах обороны (то есть других министерств и ведомств). В этих целях прорабатывается вопрос подготовки нового руководящего документа. В нем будут изложены основные принципы государственной политики в области военного строительства и система взглядов, детализирующих цели, задачи, направления и мероприятия строительства и развития военной организации Российской Федерации, а также условия их реализации. В ходе совместных мероприятий, учений, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе наводнения на Дальнем Востоке, выявилось, что существующие системы управления федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обороне, между собой недостаточно сопрягаются, что затрудняет управление группировками войск (сил). Это вынуждает нас по—новому посмотреть на организацию и порядок управления разноведомственными группировками войск и сил. Требуется координация развития систем управления другими войсками, воинскими формированиями и специальными формированиями, создаваемыми на военное время. Для решения этих задач необходима интеграция систем управления Вооруженных Сил и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обороне, в единую систему государственного и военного управления. При этом целесообразно максимально использовать потенциал объектов инфраструктуры этих систем и наращивания их возможностей. Важным шагом в создании такой системы управления явилась инициатива министра обороны по формированию Национального центра управления обороной Российской Федерации. 20 января 2014 года состоялась закладка памятного камня в фундамент здания Национального центра, началось его строительство. Одновременно ведется разработка программно—аппаратного комплекса. С вводом Национального центра в эксплуатацию мы получим единую систему управления всей военной организацией Российской Федерации. Это позволит в реальном масштабе времени получать и анализировать информацию, готовить обоснованные предложения для принятия решений руководством государства по реагированию на кризисные ситуации в стране и за рубежом. Решение задач обороны требует от должностных лиц федеральных органов исполнительной власти соответствующих военных знаний. С этой целью в Военной академии Генерального штаба возобновлена совместная подготовка представителей министерств и ведомств по программе «Национальная оборона». В интересах достижения слаженности в работе органов государственного и военного управления на плановой основе проводятся мероприятия их совместной подготовки. Первый опыт таких мероприятий получен в 2012 году на стратегической командно—штабной тренировке с органами государственной власти. В прошлом году в ходе внезапной проверки по плану Верховного главнокомандующего, проведенной на фоне стратегического учения «Запад—2013», было отработано взаимодействие ряда федеральных органов исполнительной власти с органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления. На мероприятиях совместной подготовки основные усилия необходимо сосредоточить на отработке вопросов организации и совместного решения задач разноведомственными группировками войск (сил). Они должны проводиться на общем оперативно—тактическом фоне, по единым сценариям развития военно-политической и стратегической обстановки. Таково содержание новых задач, определенных Положением о Генеральном штабе. Их реализация предполагает большую организаторскую и интеллектуальную работу, которая должна вестись последовательно и целенаправленно. Особое место в ней отводится военно—научному комплексу. □ Военно—научный комплекс □ Руководство военно—научным комплексом и организация научной работы в Вооруженных Силах возложены на Генеральный штаб. Какие задачи сегодня стоят перед военно—научным комплексом и военной наукой в целом? Главная заключается в обосновании основных направлений строительства и развития Вооруженных Сил в целом, а также видов и родов войск. Результатом научных исследований должны стать предложения по рациональному составу Вооруженных Сил, оптимальному соотношению сил и средств вооруженной борьбы. Важнейшая задача — прогнозирование и оценка военных угроз Российской Федерации и выработка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики в области обороны. Необходимо выявлять на максимально ранней стадии возникновение и развитие возможных угроз России, готовить предложения по их нейтрализации военными и невоенными методами. Особое внимание должно быть уделено созданию целостной теории непрямых и асимметричных действий, проводимых различными федеральными органами исполнительной власти по единому плану, в интересах превентивной нейтрализации угроз военной безопасности России. Другая задача военной науки заключается в развитии форм применения и способов действий группировок войск (сил), определении их оптимального состава. Для этого необходимо изучать опыт боевого применения Вооруженных Сил в конфликтах различной интенсивности, выявлять новые военные и военно—технические тенденции. В 2013 году проведена теоретическая оценка возможных угроз, проанализированы пути формирования и проверены возможности по созданию межвидовых группировок войск на стратегических направлениях (театрах военных действий). В целом полученные результаты обеспечили выполнение практических задач. В то же время необходимо отметить, что с возрастанием роли научных исследований повышаются требования к обоснованности научных рекомендаций, расширяется тематика военно—научных разработок, совершенствуются формы и способы исследовательской деятельности. Этим обусловлена необходимость совершенствования военно—научного комплекса, приведения его в соответствие с актуальными и перспективными задачами. С 2013 года Генеральным штабом последовательно проводится такая работа. В целях повышения эффективности научной работы усилена роль главных командований видов и командований родов войск Вооруженных Сил. Воссоздание военно—научных подразделений в составе органов военного управления позволило организовать их непосредственное взаимодействие с научно—исследовательскими учреждениями. Сформированные научно—исследовательские организации по сферам вооруженной борьбы обеспечивают целевое проведение исследований по развитию видов и родов войск Вооруженных Сил, решение задач межвидового взаимодействия. В качестве эксперимента были сформированы и приступили к проведению исследований четыре научные роты. Это позволило привлечь талантливых выпускников вузов к решению научно—практических задач в интересах Министерства обороны. Ведется работа по поиску и реализации новых форм взаимодействия Министерства обороны с предприятиями оборонно—промышленного комплекса. Примером этому может служить проведенный в августе прошлого года День инноваций Министерства обороны. Работа в данном направлении будет продолжена и дальше. Важные задачи по развитию военно—научного комплекса стоят в 2014 году. Прежде всего это завершение формирования пятилетнего плана развития научно—исследовательских организаций Министерства обороны. Он направлен на совершенствование структуры и наращивание возможностей военно—научного комплекса, уточнение задач научно—исследовательских организаций и модернизацию их лабораторно—экспериментальной базы. Особое внимание должно быть уделено подготовке научных кадров и укреплению потенциала научно—исследовательских организаций. Мы ищем новые пути восстановления престижа и статуса военного ученого, выстраиваем систему подготовки исследователей и развития научных школ. Предусматривается сформировать в масштабе государства единую систему организации научных исследований в интересах обороны. Она будет основываться на военно—теоретических знаниях и результатах фундаментальных исследований РАН, АВН, РАРАН и других научных организаций, использовать потенциал предприятий оборонно—промышленного комплекса. Значительная часть научных разработок должна быть реализована при создании перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники. Особое внимание необходимо уделить наиболее наукоемким и актуальным направлениям. К ним относятся разработка робототехнических комплексов военного назначения, создание перспективной телекоммуникационной инфраструктуры Вооруженных Сил, а также развитие сил стратегического сдерживания и системы воздушно—космической обороны. При этом требования, предъявляемые к перспективным системам вооружения, должны формироваться исходя из тех способов вооруженной борьбы, которые позволяют наиболее эффективно противодействовать прогнозируемым угрозам военной безопасности Российской Федерации. Важное направление работы — формирование единой базы научных знаний. В нее войдут все имеющиеся и ожидаемые результаты научно—исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказу Министерства обороны. С этого года начинается формирование особого фонда контрольных экземпляров в военно—научной библиотеке Генерального штаба. После завершения в 2017 году формирования единой автоматизированной системы учета база будет доступна потребителям в электронном виде, а для обеспечения ее формирования, наполнения и сопровождения прорабатывается вопрос создания специализированного центра. Таковы основные направления нашей работы по совершенствованию военно—научного комплекса. Хочу подчеркнуть, что военная наука эффективна, когда результаты научной работы востребованы и внедряются в практику. Все военно—научные исследования должны проводиться в русле единой военно—технической политики, разрабатываемой и реализуемой Генеральным штабом. Помимо научно—исследовательских организаций и военно—учебных заведений Министерства обороны к научной работе целесообразно активнее привлекать федеральные органы исполнительной власти, институты Российской академии наук и, конечно же, Академию военных наук. Академия, как базисная научная организация, сплав опыта и профессионализма, должна более активно включиться в проработку вопросов обеспечения обороны Российской Федерации. Особое внимание должно быть уделено развитию методологии военного строительства и строительства Вооруженных Сил, разработке новых форм и способов ведения военных действий. Научный потенциал академии должен найти эффективное применение в интересах формирования теоретических основ ведения военных действий, выработки военных и невоенных мер в современных вооруженных конфликтах, оценки их баланса. В 2014 году исследования по этим направлениям и внедрению полученных результатов в практику должны быть направлены в первую очередь на обеспечение разработки нового плана обороны Российской Федерации и Государственной программы вооружения на 2016—2025 годы, а также на реализацию Генеральным штабом дополнительных функций в области военной безопасности и обороны государства. Совместную деятельность предполагается осуществлять в рамках как уже проводимых исследований, так и работ, запланированных на ближайшую перспективу. Академия уже принимает участие в межведомственных исследованиях, направленных на определение основных приоритетов развития военной организации Российской Федерации на долгосрочный период в рамках научно—исследовательской работы «Предисловие—30». С 2014 года на основании предложений, поступивших от Академии военных наук, планируется открытие научно—исследовательской работы, ориентированной на формирование современной системы знаний о войне и обороне государства, выявление основных закономерностей современного международного противоборства с учетом применения так называемой мягкой силы. □ Опубликовано в выпуске № 4 (522) за 05 февраля 2014 года

Admin: ■ № 1 • январь 2015Задача на 2015 годМеры по совершенствованию Вооруженных Сил принимаются в условиях «активного развития США и НАТО новых средств вооруженной борьбы, способных оперативно наносить высокоточные удары по объектам в глубине территорий противника» □ Главная задача Министерства обороны России на 2015 г., поставленная главой государства, заключается в поддержании боеспособности Вооруженных Сил, надежном и гарантированном обеспечении обороноспособности Российской Федерации, заявил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал армии Валерий Герасимов в ходе Коллегии военного ведомства. □ ■ По его словам, принимаемые Минобороны меры по развитию стратегических ядерных сил и сил общего назначения позволят не допустить военного превосходства США и НАТО над Россией. ■ При этом он отметил, что приоритет отдается повышению качественного состояния стратегических ядерных сил (СЯС). «В этом году в Ракетных войсках стратегического назначения предусматривается поставить на боевое дежурство четыре ракетных полка, оснащенных современными ракетными комплексами. В ВМФ — ввести в состав сил постоянной готовности два ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Владимир Мономах» и «Александр Невский», в дальней авиации ВВС — довести исправность самолетного парка до 80%, — подчеркнул Валерий Герасимов. — Всего в стратегические ядерные силы планируется поставить более 50 межконтинентальных баллистических ракет». ■ Среди других приоритетов МО РФ на 2015 г. он назвал наращивание потенциала группировок войск на угрожаемых направлениях по ведению разведки, огневому поражению, управлению войсками и оружием. ■ Начальник Генерального штаба особо отметил, что меры по совершенствованию Вооруженных Сил принимаются в условиях «активного развития США и НАТО новых средств вооруженной борьбы, способных оперативно наносить высокоточные удары по объектам в глубине территорий противника». Создание США систем противоракетной обороны приобретает глобальный характер, тем самым нарушаются международные договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и СНВ—3. ■ «Мы не можем оставаться безучастными к таким действиям и вынуждены принимать ответные меры», — сказал Валерий Герасимов. Они направлены на оснащение ВС РФ перспективными системами вооружения, позволяющими нейтрализовать потенциал американской ПРО и обладающими повышенными возможностями по ее преодолению. ■ Также, по словам начальника Генштаба, западные страны активно развивают новые формы противоборства, сочетающие военные и невоенные средства. Среди последних — методы политического, экономического и информационного воздействия. ■ «Эффективное парирование возникающих вызовов и угроз национальной безопасности РФ возможно только при тесном взаимодействии органов государственной власти в ходе решения задач в политической, дипломатической, экономической, военной, информационной, социальной и в иных сферах, — подчеркнул генерал армии Валерий Герасимов. — Все это будет учтено в процессе разработки Плана обороны Российской Федерации на период 2016—2020 годов». ■ Отредактировано 14.05.2016 — Admin

Admin: Министерство обороны Российской ФедерацииОчерк из истории ИВИ ВАГШ. К 50–летию □ ► 50 лет назад, 05 ноября 1966 г., был создан Институт военной истории — головная научно–исследовательская организация в Вооруженных Силах Российской Федерации по проблемам отечественной и зарубежной военно–исторической тематики. ► Институт стал преемником Военно–исторического управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, созданного сразу после окончания Великой Отечественной войны для руководства военно–исторической работой в армии и на флоте, изучения истории минувшей войны и важнейших ее операций, а также для выявления основных направлений в совершенствовании военного искусства. ► Активизация военно–исторической работы в институте началась с Постановления ЦК КПСС от 12 сентября 1957 г. о разработке многотомной истории Великой Отечественной войны. Работа над многотомником требовала создания единого научного центра, координирующего исследовательские работы всех научных учреждений страны в области военной истории. ► 27 августа 1966 г. ЦК КПСС принял Постановление «Об организации Института военной истории» в качестве головного научно–исследовательского учреждения страны в области военной истории. В организационном отношении Институт подчинялся Министерству обороны СССР и Главному политическому управлению Советской Армии и Военно–Морского Флота, а научно–методическое руководство его работой было возложено на Академию наук СССР. □ □ ► 05 ноября того же года начальник Генерального штаба ВС СССР — первый заместитель Министра обороны СССР Маршал Советского Союза М.В. Захаров подписал директиву о создании Института военной истории Министерства обороны СССР. С тех пор это учреждение является основным центром отечественной военно–исторической мысли. Первым начальником Института военной истории стал один из инициаторов его создания — член–корреспондент Академии наук СССР, доктор исторических наук, профессор, лауреат Ленинской и Сталинской премий СССР, известный военный историк генерал-лейтенант Жилин Павел Андреевич, более 20 лет бессменно возглавлявший Институт. ► Заметный вклад в дальнейшее совершенствование работы Института военной истории внесли и другие его руководители: член–корреспондент Российской академии наук, доктор философских и доктор исторических наук, профессор генерал–полковник Д.А. Волкогонов, кандидат исторических наук генерал–майор А.Н. Баженов, доктор исторических и доктор юридических наук профессор генерал–майор В.А. Золотарев, кандидат военных наук полковник А.А. Кольтюков, его нынешний руководитель кандидат исторических наук полковник И.И. Басик, а также исполнявшие должность начальника Института кандидат военных наук генерал–лейтенант С.И. Радзиевский и доктор исторических наук, профессор генерал–майор А.Г. Хорьков. ► К концу 1968 г. закончилось укомплектование научных отделов, которые организационно входили в состав научных управлений Института. Их возглавили известные в среде военной и научной общественности ученые: Н.Н. Азовцев, Н.Г. Андроников, А.В. Антосяк, А.И. Бабин, П.Ф. Исаков, Ю.И. Кораблев, В.М. Кулаков, И.В. Паротькин, О.А. Ржешевский, И.И. Ростунов, М.И. Семиряга, Б.Г. Соловьев, А.А. Строков, С.А. Тюшкевич, Г.Т. Хорошилов, К.А. Черемухин, Н.И. Шеховцов, А.Н. Шиманский, В.С. Якушкин и другие. ► За короткий срок в Институте удалось создать эффективную систему организации научно–исследовательской работы, сформировать сплоченный творческий коллектив, способный успешно решать стоящие перед Институтом задачи. В последующие годы многие проблемы решались его сотрудниками в тесной связи с Институтом марксизма–ленинизма при ЦК КПСС, Институтом всеобщей истории и Институтом истории СССР при Академии наук, а также с военно–историческими учреждениями и органами стран — участников Варшавского договора. ► В середине 1970–х гг. вследствие расширения задач в области военно–исторической науки Институт подвергся существенной реорганизации. В соответствии с приказом Министра обороны СССР от 29 июля 1977 г. «О совершенствовании организационной структуры и усиления Института военной истории МО СССР» в его составе были сформированы новые научные подразделения для исследования военно–прикладных, социально–политических и психологических проблем, а также для систематизации военно–научной информации. В результате учреждение получило новое наименование — «Институт военной теории и истории Министерства обороны СССР». ► 06 мая 1983 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Институт был награжден орденом Красной Звезды «за заслуги в развитии военно-исторической науки». Это знаменательное событие в жизни учреждения вскоре нашло отражение в его новом наименовании — «Ордена Красной Звезды Институт военной истории Министерства обороны СССР», утвержденном приказом Министра обороны СССР от 04 июля 1985 г. ► В связи с завершением ряда фундаментальных научных работ, а также с многоплановостью решаемых задач вновь возникла необходимость пересмотра организационной структуры Института. В соответствии с приказом Министра обороны СССР от 26 января 1985 г. «О совершенствовании организации и ведения научно–исследовательских работ в Вооруженных Силах» Институт был переведен на новый штат, предусматривавший расширение научных подразделений по исследованию отечественной и зарубежной военной истории. □ □ ► После образования в 1992 г. Вооруженных Сил Российской Федерации статус и задачи Института практически не изменились. Он продолжал осуществлять научные исследования в области военной истории в интересах решения актуальных проблем военно–исторической науки, теории и практики военного строительства, патриотического воспитания военнослужащих и всех граждан Российской Федерации. ► В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 203 от 04 марта 2010 г. Институт был включен в состав Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ВАГШ ВС РФ) на правах центра, позднее — Научно–исследовательского института (военной истории). В мае 2016 г. в связи с переходом Института на новый штат он подвергся серьезным структурным изменениям и корректировке задач научным подразделениям. ► Основными задачами Института являются научные исследования в области военной истории, подготовка военно–исторических, военно–теоретических и научно–справочных трудов, статистических и документальных сборников, учебных и методических материалов по военной истории и военно–исторической работе в Вооруженных Силах. Успешное решение этих задач отражено в динамике роста научной продукции: к 1991 г. было разработано более 400 плановых научных трудов, к 2006 г. — свыше 700, из них более 30 — фундаментальных. Только за последние годы подготовлено 25 плановых и 58 инициативных работ. Их основу составляют прикладные исследования, направленные на решение проблем военной безопасности России, строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил. ► Приоритетным направлением в работе Института остается проблематика Великой Отечественной и Второй мировой войн. В 1982 г. сотрудниками Института при участии представителей различных научных сообществ, известных отечественных полководцев и военачальников Великой Отечественной войны был разработан фундаментальный труд «История Второй мировой войны 1939—1945». ► В Институте продолжается серьезная разработка военных словарей, объединивших в формате «Ставка Верховного Главнокомандования — бригада» десятки тысяч биографий советских военачальников. Значительно дополнены биографические труды, посвященные Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы. Институтом совместно с историками Республики Беларусь реализованы такие серьезные военно–исторические проекты, как «Беларусь непокоренная» (с обращениями к читателям Президентов РФ и РБ), «На земле Беларуси. Канун и начало войны», «Операция «Багратион», «Освобождение Беларуси. 1943—1944». ► С 2001 г. большая работа проводится в рамках реализации пятилетних государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленных на формирование патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Разработанная Институтом научная продукция в целом ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан РФ при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения. ► Важным направлением деятельности Института продолжает оставаться научное и научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Его сотрудники активно участвуют в организации и проведении ежегодной Всеармейской (с 2015 г. — международной) олимпиады среди курсантов высших военно–учебных заведений МО РФ. ► В сентябре 2013 г. решением Министра обороны РФ Институт определен головным исполнителем разработки единого инновационного научно–методического комплекса «История России», предназначенного для использования в системе непрерывного военного образования — в суворовских училищах, военных институтах и училищах, военных академиях. В настоящее время специалисты Института принимают активное участие в реализации проекта по созданию электронных учебников для военных образовательных организаций Министерства обороны. ► Большое внимание сегодня уделяется изучению актуальных проблем отечественной и зарубежной военной истории, современных военных конфликтов, военной политики, строительства и применения Вооруженных Сил России, прогнозирования перспектив их развития в интересах обеспечения военной безопасности государства, военно-патриотического воспитания. В последнее годы Институт совместно с научно–исследовательскими организациями Министерства обороны и научными организациями других министерств подготовил научные труды и учебники, получившие высокую оценку как в органах военного управления, так и в войсках. Среди них: «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Вторая половина ХХ — начало XXI века», «Россия и Центральная Азия. Отношения в военной области: история и современность», «Военная политика стран НАТО на Балканах и обеспечение безопасности России на рубеже XX—XXI вв.», единый учебник Министерства обороны для военных академий и военных университетов ВС РФ «История военного искусства» и др. В настоящее время проводится большая работа по исследованию и систематизации военных конфликтов второй половины ХХ — начала XXI веков. ► Полученные знания в области военной истории анализируются, систематизируются и отражаются в военно–энциклопедических изданиях. В Институте разработаны и изданы 8–томная Военная энциклопедия, однотомный Военный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.» и др. ► В 2015 г. по указанию Минобороны России сотрудники Института разработали «Краткий единый курс истории Российской армии для военнослужащих» в форме атласа–справочника. Он позволяет в сжатой и наглядной форме получить всем категориям военнослужащих необходимый минимум знаний по истории Российской армии, а на основе положительных примеров из героического прошлого страны обеспечить воспитание патриотизма и формирование чувства гордости за принадлежность к Вооруженным Силам страны. По решению главы военного ведомства генерала армии С.К. Шойгу атлас-справочник был разослан во все библиотеки воинских частей и Домов офицеров. ► По планам Министерства обороны Институт проводит научные конференции, совещания и другие мероприятия по военно–исторической проблематике. За время своей деятельности Институт выступил организатором и активным участником свыше 300 международных, всесоюзных, всероссийских научных конференций, круглых столов и иных публичных мероприятий, имеющих большое теоретическое и практическое значение. Так, в мае 2014 г. его сотрудники приняли непосредственное участие в подготовке и проведении военно-исторической конференции, посвященной 70–летию освобождения Крыма от немецко–фашистских захватчиков. Проведение этой конференции было тесно связано с деятельностью по интеграции Крыма и г. Севастополя в состав Российской Федерации. ► Особое внимание сотрудников Института обращено на мероприятия, проводимые во исполнение Федерального закона от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы и памятных датах России», а также программ Правительства Российской Федерации и планов Минобороны России по реализации этого закона. ► Институт с первых дней своего существования активно проводит работу по разоблачению фальсификации военной истории, считая ее одной из главных своих функций. С созданием в 2000 г. Российского организационного комитета «Победа» под председательством Президента РФ это направление приобрело особое значение. Группу по координации работы с государственными органами, общественными объединениями и творческими союзами по объективному, научно обоснованному освещению военной истории Отечества и предотвращению фактов ее искажения возглавил президент Академии военных наук РФ генерал армии М.А. Гареев, его заместителем стал начальник Института военной истории. □ □ ► Одним из приоритетных направлений в деятельности научно–исследовательского учреждения в настоящее время является развитие и углубление международных научных связей по проблемам военной истории. В 2014 г. Российская Федерация восстановила свое членство в Международной комиссии военной истории, объединяющей в своей работе более 40 национальных комиссий государств–членов ООН. Министерство обороны СССР (Институт военной истории МО СССР), Министерство обороны России (Научно–исследовательский институт военной истории ВАГШ ВС РФ) традиционно представляли и сегодня представляют интересы СССР (России) в вышеуказанной организации. В настоящее время Институт активно развивает международное сотрудничество в области военной истории с научными подразделениями Белоруссии, Вьетнама, Германии, Дании, Италии, Казахстана, Китая, Монголии, США, Финляндии, Южной Кореи, поддерживая на протяжении длительного времени тесные рабочие отношения с военно-историческими структурами более 20 зарубежных государств. ► Особое внимание в Институте уделено подготовке и организации аттестации научных кадров по военно–историческим специальностям. На базе Института в настоящее время действуют два диссертационных совета (по открытой и закрытой проблематике) в области военной, отечественной и всеобщей истории, а также очная адъюнктура по военной истории. За период 1968—2016 гг. в ней прошли подготовку 57 офицеров. Многие из них в дальнейшем возглавили ведущие научные подразделения Института. ► Важную роль по совершенствованию научной работы и методологии исследования военной истории, определению актуальности перспективных тем диссертационных работ и их утверждению, по оценке качества научной продукции адъюнктов и соискателей ученой степени доктора (кандидата) наук играет Ученый совет Института. Всего за время существования Института на заседаниях Ученого совета были рассмотрены и рекомендованы к изданию около 120 крупных научных трудов, утверждены темы более 100 докторских и 400 кандидатских диссертаций. ► Основу научного потенциала Института на протяжении всего времени составляли профессионалы своего дела, чьи имена неразрывно связаны с развитием военно–исторической науки. В Институте в разные годы работали 12 лауреатов Ленинской, Сталинской и Государственной премий, 8 заслуженных деятелей науки РСФСР и Российской Федерации, 19 академиков крупнейших общественных академий наук СССР (РФ). ► Многое сделали для развития военно-исторической науки: В.И. Ачкасов, А.А. Бабаков, А.И. Барсуков, А.В. Басов, А.С. Галицан, Н.К. Глазунов, П.М. Деревянко, Е.П. Егоров, В.Т. Иминов, М.М. Кирьян, А.С. Князьков, Г.И. Коротков, В.А. Куликов, И.С. Лютов, М.М. Малахов, А.М. Носков, А.С. Орлов, Ю.Г. Перечнев, Г.К. Плотников, Б.Г. Путилин, Е.И. Рыбкин, А.С. Савин, Р.А. Савушкин, В.Б. Сеоев, А.М. Соколов, Ю.Ф. Соколов, О.Ф. Сувениров, И.В. Тимохович, Г.Т. Хорошилов и другие представители старшего поколения и поколения учёных-фронтовиков. ► В настоящее время отмечается органическая преемственность разных поколений военных историков, которая является необходимым и важным условием успешной деятельности Института. Характер её направленности определяют ведущие специалисты: В.В. Абатуров, Ю.А. Алексеев, В.Н. Богданов, Н.М. Васильев, Н.В. Васильева, В.А. Гаврилов, М.А. Гареев, В.О. Дайнес, А.А. Зданович, В.В. Изонов, В.Е. Ковалёв, С.Н. Ковалев, Н.Ф. Ковалевский, Д.Ю. Козлов, С.Л. Коробицын, Ю.Л. Кушер, Р.В. Мазуркевич, В.Б. Маковский, М.С. Монаков, М.Э. Морозов, Н.И. Никифоров, П.И. Пасхальный, В.Ю. Русанов, М.М. Слинкин, А.Н. Спирин, В.А. Стрельников, С.А. Тюшкевич, А.В. Усиков, Б.П. Уткин, В.И. Фесенко, Ю.Н. Шведов, Н.Я. Шепова, А.В. Шишов и многие другие. ► Подводя итог, следует отметить, что за 50 лет Институт превратился в крупный научный, методологический и организационный военно–исторический центр, соприкасающийся многими гранями своей деятельности со смежными областями научного знания, общим развитием отечественной и зарубежной теории, военной политики, актуальными задачами государственного и оборонного строительства. □ Н.Ф. Азясский, ведущий специалист Научно–исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор



полная версия страницы