Форум » Системы вооружения и военная техника стран Североатлантического договора и их союзников » Вооружение и военная техника воздушно–космического нападения » Ответить

Вооружение и военная техника воздушно–космического нападения

Admin:  Системы вооружения и военная техника стран НАТО и их союзниковВооружение и военная техника воздушно–космического нападенияРакетные комплексы и авиация

Ответов - 18

Admin: ■ 07—07—2013Беспилотный прорывОтдел международной жизни Военно—морские силы США впервые произвели успешную посадку беспилотного летательного аппарата (БПЛА) X—47B на палубу авианосца «Джордж Буш», который в это время находился в водах Атлантического океана, недалеко от штата Вирджиния. Взлёт опытного образца X—47B состоялся с базы Патаксент—Ривер в штате Мэриленд. ■ Посадка прошла в автоматическом режиме с использованием аэрофинишёра. Один из руководителей программы беспилотной авиации и ударных вооружений ВМС США Мэт Уинтер охарактеризовал произошедшее как «историческое событие». Американские военные рассматривают дальнейшее совершенствование беспилотной палубной авиации как важное направление в развитии военно—морских сил. ■ X—47B, разработанный корпорацией «Нортроп—Грумман», предназначен для выполнения широкого круга задач: от проведения поисковых и разведывательных операций до нанесения ударов по противнику. Размах крыла составляет примерно 19 м, вес — 6,4 т. Максимальная взлётная масса — 20,2 т, боевой радиус действия — около 4.000 км, потолок — около 12.190 м. Ожидается, что серийные образцы начнут поступать на вооружение ВМС США до 2020 года.

Admin: ■ 03 января 2014 года | Сергей ДухановУ ВМС США появятся беспилотники—истребители и заправщикиИ у Вашингтона возрастут возможности «проецировать силу» До последнего момента американские военно—морские силы на несколько месяцев опаздывали с формулированием своих требований для военной промышленности в том, что касалось тактико—технических данных беспилотных летательных аппаратов. И вот к новогодним праздникам пентагоновские чиновники через информационно—аналитический портал Военно—морского института США дали «неофициальную утечку» — воззрения американских ВМС на характеристики дронов и их боевое применение в очередной раз меняются и становятся всё более агрессивными. ■ Как сообщается со ссылкой на начальника управления боевого использования авиации ВМС США контр—адмирала Майка Маназира, сейчас речь уже идёт и беспилотном самолёте массой 35—40 тонн и размером с F—14 Tomcat. ■ Справка «СП»: F—14 Tomcat — двухместный реактивный истребитель—перехватчик четвёртого поколения с изменяемой геометрией крыла, производства Grumman Aircraft Engineering Corporation. Разработан в начале 1970—х для замены в ВМС США истребителя McDonnell Douglas F—4 Phantom II). Был принят на вооружение в сентябре 1974, официально снят с вооружения ВМС США 22 сентября 2006 года. Длина — 19,1 м, размах крыла — в сложенном положении: 11,65 м, в развёрнутом положении: 19,45 м, высота: 4,88 м. Максимальная скорость — 2485 км/ч, боевой радиус — 926 км, перегоночная дальность — 2960 км. ■ Взгляды американцев на военно-морские беспилотники претерпели существенную эволюцию — от «чтобы что—то взлетало поразведать и понаблюдать» до «возможности нанесения ракетно-бомбовых ударов по возможным террористам». И вот теперь — до малозаментных, но полноценных, авиакомплексов, которые по всем статьям будут превосходить уже проходящий лётные испытания X—47B. Насколько можно судить сейчас, двумя главными задачами беспилотников станут дозаправка в воздухе и уничтожение воздушных целей. ■ Предполагается, что в качестве топливных заправщиков беспилотники ВМС будут обслуживать единый ударный истребитель Lockheed Martin F—35C. Летающие танкеры смогут отдавать заправляемому самолёту до одной тонны топлива и всё ещё находиться в воздухе примерно семь с половиной часов. ■ В Пентагоне стремятся заполучить робот-авиазаправщик во что бы то ни стало. На кону — возможность Вашингтона «проецировать силу» с использованием своего авианосного флота в войнах будущего. Ведь пока складывается несколько парадоксальная картина — какими бы семимильными шагами ни шли вперёд наука и техника, радиус действия палубной авиации мало изменился аж со времён Второй мировой войны и составляет он примерно 600 морских миль. Это меньше, чем максимальная дальность действия лучших современных противокорабельных ракетных систем крупных морских держав. То есть, грубо говоря, авианосцы подвергаются высокому риску уничтожения ещё до того, как для «обработки» территории противника их палубы покинут истребители—бомбардировщики. ■ Планы по использованию дронов в качестве истребителей не менее интересны. Пусть для настоящего ближнего воздушного боя БПЛА пока не приспособлены, и перспективных наработок на этом направлении, кажется, не получено, для обычных самолётов они могут стать грозным противником. «Возможно, мы навесим кучу всепогодных управляемых ракет класса «воздух—воздух» средней дальности,» — говорит Маназир. Ракеты данного класса предназначены для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости. Беспилотник пока не видят «самостоятельным игроком», выбирающим цели и принимающим решения. Его рассматривают в качестве ведомого, команды которому будет отдавать человек—пилот, сидящий в кокпите обычного истребителя. Что тоже недурственно. Сомнительно, чтобы уже сейчас любой военный лётчик отказался иметь под рукой летящий рядом неприметный для противника «грузовичок с ракетами». Который можно пустить перед собой для выявления радаров и средств противовоздушной обороны. Который всё увидит и доложит, а если надо, и огонь на себя примет, заслонив ведущего. ■ Первые беспилотники—истребители, если верить американским источникам, будут с 2020 года размещаться на авианосцах группами, которые уже назвали «орбитами». В каждой будет по три—четыре дрона, а также контрольная станция и примерно сто операторов. Одно из преимуществ «орбит» роботов перед обычными авиационными звеньями заключается в том, что беспилотники могут летать по полдня (а с дозаправкой в воздухе — и круглые сутки), в то время как человеку—пилоту требуется отдых уже после нескольких часов полёта. Так что, эти «роботы-подносчики боеприпасов» будут поджидать своих людей-ведущих уже хорошо прогретыми прямо в воздухе. ■ Концепции боевого применения военно—морских БПЛА в Пентагоне пока только разрабатывают. Контр—адмирал Маназир считает, что по итогам лётных испытаний где—то к 2030 году у ВМС США появится более чёткое понимание того, что дают дроны авианосцам. ■ Пока же корпорации Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman и General Atomics спят и видят, как бы заполучить требования ВМС к будущим беспилотникам, чтобы приступить к разработке новых машин.

Admin: Архив ■ 21—03—2013 | Армия | Игорь МальцевПугливые истребителиПисатель и журналист Игорь Мальцев — о том, почему очередное детище американского ВПК не пользуется спросом ■ Игорь Мальцев. Фото из личного архива □ Самолеты — удивительные птицы. Но, как известно, на каждую птицу найдется своя рогатка. Кому ракета «земля—воздух», кому «воздух—воздух», а кому даже «море—воздух». Но мы люди мирные, и нас пугают другими вещами, пока мы пытаемся осуществить мирную перевозку своей мирной тушки над Минском в любую сторону. Про разрушительную силу ботинок и неслитых шампуней мы слышим каждый раз, как только снимаем ремень и, практически, брюки, стоя в позе пленного фрица в рентгеновском стакане. Но ведь есть потрясающее по силе оружие — мобильный телефон! Когда он в вашей руке — страшнее оружия нет. Даже фаустпатрон в руках гитлерюгенда — пустяки по сравнению с мобилой. Вам истерически кричат — выключите мобилу, иначе бортовые системы нашего самолета производства Airbus, Boeing, Lockheed Martin и даже «Ил» сейчас пойдут просто вразнос — и мы тут все умрем. Из—за вашего звонка бабушке, чтобы пекла пирожки к приезду. Вы позвонили с борта в неподходящее время, сигнал вашего мобильного сбил с толку бортовые системы, и ваш самолет... Ну, в общем, не скоро старушка будет опять печь прирожки. Потому что в кузнице не было гвоздя, короче. Если вы, конечно, учили литературу по старой программе, тогда поняли, о чем речь у Маршака. Поэтому стюардессы мечутся по салону и злобно выключают у всех мобильники. Потому что опасно это. В атмосфере этой нескончаемой истерики очень сложно сосредоточиться и задать себе один простой вопрос: «Парни, если ваш самолет можно уронить простым звонком простого гребаного iPhone, у которого дальность сигнала крошечная, ровно как надо для сот, то, может быть, не стоило братьям Райт подниматься в воздух? Чего стоит ваша многомиллионная громада, над которой трудились лучшие инженеры Франции, Англии и Италии, если SMS «Лучше не возвращайся, подонок» может обрушить рейс прямо на головы жителей Домодедово?» Значит, где—то обман, ложь и шантаж. Но может быть, это такие пассажирские самолеты нежные, что их можно уронить нажатием одной кнопки call? Да нет — тут целая эпопея творится с новым американским истребителем пятого поколения от Lockheed Martin — F—35 Lightning II. Его, между прочим, уже три года как вводят в строй, и вообще это должна была быть такая передовая машина. Про пятое поколение говорят по обе стороны Атлантики, и вот наконец одна из сторон все—таки его сделала. Более того, пошли реализации заявок на покупку истребителя пятого поколения. И они оказались странными. Только Израиль не отказался от своих закупок, правда, присовокупив к деньгам требование, чтобы на его территории часть вооружения и деталей была заменена на аналогичные, но местного производства. А вот австралийцы отказались от покупки 100 машин, потому что со времени заключения договора о намерениях цена почему—то выросла в два раза и планируемая задержка поставок типа семь лет. За это время Австралия купит каких—нибудь F/A—18F Super Hornet. В феврале прошлого года уже министерство обороны США решило отказаться от подарка пятого поколения, а посмотрев на такое дело, и Италия решила сократить количество закупаемых самолетов на 41 штуку. Несмотря на то что Италия, кстати, внесла нехилые средства в дело развития истребителя F-35 Lightning II — ?2,5 млрд. А напихано в эту машину много чего — до сих пор англичане разрабатывают для него пилотский шлем, который позволит пилоту видеть сквозь самолет и управлять огнем глазами. Да, кстати, и две атомные бомбы на этот истребитель тоже будут поставляться. Так что машина — загляденье. Вот только становятся понятными причины, по которым все больше стран от самолета отказываются, хотя он еще в большую серию не поставлен. Просто оказалось, что машина мечты больше смахивает на машину—трабл и машину—катастрофу. Во—первых, выяснилось, что ее может сбить простая молния, которая обычно обитает в небе. Молния при попадании в топливный бак именно этой машины почему—то носит фатальный характер. Секретный доклад отдела по испытаниям и оценке (DOT&E) минобороны США дает печальные факты об истребителе F—35 Lightning II. Все три версии самолета — для ВВС, палубный для ВМС и с вертикальным взлетом и посадкой для Корпуса морской пехоты — имеют конструктивные недостатки. Хуже всего дело обстоит с версией для морской пехоты: она наиболее сложна. У нее перегревается вентилятор вертикального полета и регулярно выходит из строя привод поворотного сопла двигателя. То есть машина может упасть и без нашего мобильного телефона. Не случайно про него начали писать «К бою не готов. Не готов даже к учениям». Почему так получилось? Может, военные специалисты уже не специалисты? Может, ушло поколение мастеровитых американских инженеров и трудяг, а на их место пришел молодняк, который уже не знает, как делать качественные вещи не в Китае. А мы теперь такие сидим и думаем — а может, и вправду не стоит звонить по мобильнику на А300?


Admin: Dream Chaser отправится в космос в 2016 году■ Американская частная компания Sierra Nevada планирует осуществить первый испытательный полет своего космического корабля Dream Chaser в ноябре 2016 года и намерена использовать для его запуска, а также посадки космодром на мысе Канаверал, штат Флорида. По замыслам руководства Sierra Nevada, в состав которого входят, в частности, бывшие астронавты, новый корабль будет использован для полетов на низкую околоземную орбиту, в том числе на Международную космическую станцию. Его экипаж будет состоять из семи человек. ■ Космический корабль Dream Chaser готовится к испытаниям на поле летно—исследовательского центра Dryden, принадлежащего NASA, в Калифорнии. □ □ □ ■ Dream Chaser — рус. «Бегущий за мечтой»

Admin: Космический корабль Dream Chaser■ На инфографике агентства Reuters показан семиместный космический корабль Dream Chaser. □

Admin: Челнок HL—20■ Хотя Dream Chaser — проект частный и самостоятельный, в качестве основы для него SpaceDev взяла насовский челнок HL—20, разрабатывавшийся более 20 лет назад, но до рабочего образца так и не доведённый (фото NASA). □

Заправщик: Очень напоминает некоторые изделия Г. Лозино-Лозинского сорокалетней, кажется, давности. Испытатели называли такой корабль «Лапоть».

Admin: ■ Ты прав, Юра, космический самолет Dream Chaser похож на подпроект самолёта—аналога МиГ—105.11 орбитального самолёта из состава ВКС «Сприраль», разрабатывавшейся Г.Е. Лозино—Лозинским в ОКБ—115 А.И. Микояна. Также, как и все остальные космические самолеты — по программам Space Shuttle, «Энергия—Буран», разрабатывающийся у нас сейчас многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль «Клипер» и т.д. А похожи они все между собой потому что войдя в амосферу Земли, посадку совершают «по—самолётному», а в атмосферу они входят своим «пузом», потому у них всех крылья или концы крыльев загнуты вверх. □ □ ■ Кстати, самолёт МиГ—105.11 был дозвуковым аналогом орбитального самолёта, и испытывался в принципе как летательный аппарат, потому, на фотографии это хорошо видно, загнутых вверх крыльев не имел. Именно его аэродромные остряки называли «Лапоть».

Admin: Архив ■ 18—05—2013Частный космолет прибыл в Калифорнию для очередных испытаний■ Испытательная версия космолета Dream Chaser производства частной американской компании SpaceDev. которая является подразделением Sierra Nevada Corporation, 15 мая прибыл в Калифорнию в Научно—Исследовательский Центр Полетов Драйден (NASA) для очередных испытаний. Из Колорадо до Калифорнии космолет транспортировался грузовиком под специальным защитным чехлом. □ □ □ □ ■ Космолет Dream Chaser является многоразовым пилотируемым космическим кораблем, предназначенным для доставки грузов и экипажа до 7 человек на борт Международной Космической Станции (МКС). ■ Длина космолета составляет 9 метров, размах крыльев — 7 метров, общий вес —11 340 килограммов. Для сравнения американский космический шаттл имел длину 37 метров, а взмах крыльев — 24 метра. ■ Ввод космолета в эксплуатацию планируется на 2015 год. В 2012 году успешно прошли испытания в аэродинамической трубе. В 2013 году продолжаются летные испытания, а также отработка полёта и посадки в автоматическом режиме. ■ В ходе испытаний грузовой вертолет поднимет Dream Chaser в воздух, позволяя инженерам наблюдать за полетом космолета. NASA и производители космолета собираются продемонстрировать , как Dream Chaser будет садиться на небольшую взлетно—посадочную полосу.

Заправщик: Женя, с одним из создателей «Лаптя» я даже здоровКался за руку. Это было лет 15 назад у нас в городе.

Admin: ■ 07—02—2014 Александр Ермаков«Скорпион» ищет экономного покупателяЛегкий реактивный штурмовик может выполнять и мирные задачи ■ Первый полет Scorpion 12.12.2013 с базы ВВС США Макконнел (штат Канзас). Фото с сайта www.scorpionjet.com □ ■ Одной из самых необычных американских авиационных программ времен холодной войны была программа легкого истребителя—бомбардировщика Northrop F—5. Этот самолет значительно отличается от своих сверстников «идеологически». В отличие от дорогих тяжелых и напичканных сложнейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) «Фантомов» и «Тандерчиф», F—5 выделялся простотой и внешним изяществом. Оказавшийся ненужным легкий палубный истребитель для эскортных авианосцев превратили в дешевую, простую, ориентированную на удары по наземным целям машину для поставок союзникам США из числа стран третьего мира или просто не желающим тратить много средств на закупки и эксплуатацию сложных машин. Отсюда и его весьма тенденциозное первое имя Freedom Fighter — «Истребитель свободы». Впрочем, на более поздних модификациях смененное на Tiger II. Машина оказалась удачной, нашла свою нишу и, будучи выпущенной в более чем 2 тыс. экземпляров, до сих пор служит во множестве стран. ■ Примерно в то же время на основе учебно-тренировочного самолета T—37 Tweet был создан легкий двухместный штурмовик «Стрекоза». Такого успеха, как Freedom Fighter, в поставках на экспорт он не имел. Было выпущено всего 577 экземпляров, но в отличие от F—5 в больших количествах служил в ВВС США, хорошо показал себя во Вьетнаме. ■ Легкость и удобство в обслуживании этих машин вызвали восхищение, смешанное с завистью, у советских техников и инженеров. В 1976 году в СССР проходили испытания трофейных F—5E Tiger II и A—37 Dragonfly, ранее принадлежавших поверженному Южному Вьетнаму. □ Реинкарнация самолета □ ■ Сейчас мы можем наблюдать в некотором роде реинкарнацию «Истребителя свободы» и «Стрекозы» — программу легкого реактивного штурмовика Scorpion. Для начала стоит остановиться ненадолго на его создателе — обществе с ограниченной ответственностью (LLC) Textron Airland. Это имя, весьма вероятно, окажется пустым звуком для отечественного любителя авиации, но на самом деле продукция этой корпорации известна всем — в состав конгломерата входят такие не нуждающиеся в представлении фирмы, как Bell и Cessna, которая хоть сейчас и сосредоточилась на гражданском секторе, когда—то работала и в военном — создала A—37 Dragonfly. В самом конце 2013 года Textron приобрела известную фирму Beechcraft и намерена объединить бывшего конкурента с Cessna. Думаю, теперь очевидно, что речь идет не об очередной фирме—однодневке с «ноу—хау», коими забиты все авиасалоны, а о серьезном игроке на мировом авиационном рынке, обладающем не только опытом в авиастроении, но и, что возможно еще более важно, стартовым капиталом и производственной базой для воплощения своих идей. Собственно, именно на заводе Cessna в Уичите (штат Канзас) в начале 2012 года началась сборка Scorpion. Интересно, что длительное время работа велась в обстановке секретности. Официально проект представили только 16 сентября 2013 года, когда первый прототип был уже на финальной стадии сборки. До этого не озвучивалось даже название самолета. Во внутренней документации использовалось кодовое имя SCV12—1, а сотрудники фирмы, как правило, называли его просто «Проект». Для нашего времени, когда большинство проектов, особенно частных, длительное время путешествуют по выставкам на «макетно—бумажной» стадии, случай уникальный. Объяснить это можно только уверенностью создателя в том, что он, во—первых, способен довести проект до готовности без финансовых вливаний со стороны, а во—вторых, покупателей сумеет найти без особого труда. Возможно, тут имеет место желание стать для конкурентов неприятной неожиданностью. А на рынке — мини—сенсацией, ведь не каждый год боевые самолеты появляются практически из ниоткуда. ■ Происхождение во многом обусловило и конструкцию Scorpion. Самолет имеет в себе множество проверенных и недорогих агрегатов и узлов гражданских самолетов фирмы Cessna, например, механизм привода закрылков — от Cessna Citation Excel, элеронов — от Cessna Citation X, а двигатель семейства Honeywell TF731 является «сердцем» множества бизнес-джетов. Самолет для удешевления и упрощения не оснащен электродистанционной системой управления (ЭДСУ), но двигатели, для безопасности и повышения КПД, все же управляются электронно—цифровой системой управления. Вероятно, ею является система N1 DEEC фирмы Honeywell, опять же устанавливаемая на гражданских бизнес—джетах. Принятые меры, по заявлениям создателей самолета, должны обеспечить стоимость летного часа на уровне около трех тысяч долларов, что вчетверо дешевле, чем у современного штурмовика A—10. ■ Основными задачами, которые сможет решать Scorpion, его создатели видят обеспечение гуманитарных операций, патрулирование сухопутных и морских границ (отдельно выделяют крайне актуальную для многих стран борьбу с наркотрафиком), перехват и сопровождение воздушных нарушителей и непосредственную поддержку войск в конфликтах низкой интенсивности. Для эффективного решения этих задач Scorpion планируется оснастить оптиколокационной станцией, внутренним отсеком для полезной нагрузки и шестью узлами подвески под крылом. ■ Патрулирование в воздухе Scorpion сможет вести в течение пяти часов на удалении 300 км от аэродрома базирования. В качестве основного средства поражения наземных целей, судя по всему, планируется управляемое вооружение с лазерным/ ТВ—наведением. Идеальным выбором, соответствующим девизу «дешево и сердито», могут стать легкие современные корректируемые авиабомбы (КАБ) семейств Paveway и JDAM, ракеты APKWS (неуправляемые ракеты Hydra 70, оснащенные лазерной ГСН). Очевидные на первый взгляд для двухместного самолета учебно—тренировочные задачи не выводятся на первый план, вероятно, ввиду явного отставания по пилотажным характеристикам от более легких и тяговооруженных УТС. ■ Будучи впервые представлен публике только в сентябре 2013 года, самолет оперативно приступил к испытаниям. Уже в сентябре были проведены первые прогоны двигателя, в конце ноября — первая пробежка на полосе заводского аэродрома в Уичите, а 12 декабря Textron Air Land Scorpion выполнил первый полуторачасовой полет. В планах на 2014 год налетать 500 испытательных часов, в конце года — начать испытания целевого оборудования и вооружения. Серийное производство компания планирует начать уже в 2015 году, конечно, в том случае, если найдет покупателей в ближайшее время. ■ Собственно, именно поиск клиентов сейчас является основной задачей для Textron. То, что самолет они доведут до ума, не вызывает сомнений, благо задача не является сложной для опытного авиапроизводителя. Scorpion стараются позиционировать в промежуточном сегменте между переживающими ренессанс турбовинтовыми учебно—боевыми самолетами, такими как Embraer EMB—314 Super Tucano, и более дорогими реактивными самолетами — учебно—боевыми машинами, подобными российскому Як—130 и южнокорейскому T—50 Golden Eagle, или наиболее дешевыми, зачастую подержанными истребителями. □ Достоинства штурмовика □ ■ В качестве преимуществ перед первыми называют большую скорость, кроме нее, самолет превосходит турбовинтовые машины по радиусу действия и боевой нагрузке. Большая скорость позволяет, во—первых, решать задачи по контролю воздушного пространства. По крайней мере можно уверенно перехватывать легкие винтомоторные самолеты контрабандистов наркотиков. Во—вторых, уменьшает время реакции на запрос наземных частей при обеспечении непосредственной поддержки с воздуха. При этом отдельно упоминается, что Scorpion имеет низкую скорость сваливания, что важно при том же перехвате легкомоторных самолетов. ■ Преимущество перед более серьезными реактивными самолетами, естественно, лежит в экономической области. Причем в первую очередь не в цене самого самолета. Заявлена его стоимость около 20 млн долл. За эти деньги вполне можно купить подержанный истребитель четвертого поколения в хорошем состоянии. Главное преимущество — в низкой цене летного часа и простоте эксплуатации за счет опоры на распространенные гражданские компоненты. Это крайне важный момент, и Textron верно делает на него упор. Не редки ситуации, когда страна наскребает денег на более—менее современное вооружение, но через несколько лет сталкивается с тем, что просто не может себе позволить его эксплуатацию. Наиболее нашумевший из недавних примеров подобной ситуации — проблемы Южно—Африканской Республики с поддержанием боеготовности шведских истребителей JAS 39 Gripen. ■ Разумеется, закупка такого самолета, как Scorpion, ВВС США лежит далеко за гранью самых оптимистичных прогнозов, но Национальная гвардия всерьез рассматривается как возможный покупатель. Продвигает Scorpion в нее генерал—майор в отставке бывший глава Военно—воздушных сил Национальной гвардии США Пол Вивер, работающий сейчас в Textron старшим советником по программе «Scorpion». Позиционируется он, естественно, как недорогой в эксплуатации самолет для пограничного патрулирования и использования во время чрезвычайных ситуации природного характера. Для конфликтов даже с нерегулярными воинскими формированиями у США есть большой выбор более серьезных инструментов. По словам Вивер, гвардия якобы проявляет серьезный интерес, кроме того, возможности по морскому патрулированию могут заинтересовать и Береговую охрану. ■ Несмотря на оптимизм отставного генерала, все же более реальными стоит рассматривать экспортные закупки странами третьего мира, союзниками США, которым не по карману более дорогие самолеты. Самолет имел бы неплохие шансы в конкурсе, подобному LAS (Light Air Support) для восстанавливаемых ВВС Афганистана. Ввиду недостатков американского Beechcraft AT—6B Texan II его пришлось отдать бразильскому Super Tucano, что стало причиной значительного недовольства политиков и скандалов с судебными разбирательствами. Также интересными потенциальными клиентами могли бы стать набирающие силу частные военные компании. Это вполне реально. Небезызвестная фирма Blackwater имела планы по закупке небольшого парка легких штурмовиков для борьбы с партизанами. ■ По словам создателей, они якобы уже ведут переговоры с двумя зарубежными потенциальными покупателями. Трудно сказать, правда это или очередной маркетинговый ход. Станет ли Scorpion новым «Истребителем свободы» или канет в лету — сказать сейчас нельзя, это покажет только время. □ Тактико—технические характеристики □ ■ Textron Air Land Scorpion представляет из себя высокоплан классической схемы, с прямым крылом. Вертикальное оперение двухкилевое, кили наклонены наружу. Согласно информации от производителя, планер полностью выполнен из композитных материалов, что должно обеспечить высокий ресурс (до 20 тыс. часов) и устойчивость к коррозии. Силовая установка включает в себя два двигателя Honeywell TF731 с суммарной тягой около 3,6 тыс. кг при массе пустого самолета 5,35 т, максимальной взлетной — 9,64 т. Экипаж из двух человек размещается в кабине тандемом. ■ Высокая посадка и выпуклый фонарь с большой площадью остекления должны обеспечить хороший обзор, но повышают уязвимость экипажа от огня стрелкового оружия. Учитывая ориентацию на действия против нерегулярных воинских формирований, это может стать неприятной особенностью. За кабиной пилотов самолет имеет внутренний отсек для полезной нагрузки массой до 1360 кг — дополнительных запасов топлива, систем связи. Для примера при гуманитарных миссиях в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера планируется размещать там оборудование для использования Scorpion в роли ретранслятора. ■ Вооружение, по крайней мере на данный момент, во внутреннем отсеке размещать не планируется. Под крылом имеется шесть узлов подвески для подвесных топливных баков (ПТБ), контейнеров, управляемого и неуправляемого вооружения. Ближняя к фюзеляжу пара рассчитана на нагрузку до 800 кг. ПТБ могут подвешиваться только на них. Средняя — до 430 кг, крайняя — до 180 кг. Общая масса боевой нагрузки (считая внутренний отсек) — до 2800 кг. ■ Максимальная скорость планируется около 830 км/ч, практический потолок — 13 700 м, длительность полета — более пяти часов, перегоночная дальность — до 4,4 тыс. км.

Admin: ■ 15 февраля 2014 года | Сергей Духанов, Александр СитниковСША «поставят на крыло» беспилотный космопланПо планам DARPA он будет выведен на околоземную орбиту в 2018 году ■ Фото: darpa.mil □ Примерно на май текущего года Пентагон запланировал новое пиршество для аэрокосмических корпораций — размещение контрактов на проектирование боевого беспилотного космоплана. Информация об этом дала основание американским аналитикам предположить, что Управление перспективных исследований и разработок американского минобороны (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) добилось определённых успехов в продвижении проекта, скрытого за индексом XS—1 (Experimental Spaceplane). Планы DARPA предусматривают провести первый испытательный полёт военного космоплана уже в 2017 году, а в следующем году — совершить первый выход на околоземную орбиту. Программу XS—1 DARPA объявило в сентябре минувшего года. Это не первая попытка Пентагона создать космоплан «ежедневного использования». В 1960—х годах американцы работали над проектом пилотируемого самолёта—ракетоплана X—15. Этот проект, в котором применялась технология воздушного старта, они забросили. О чём сейчас жалеют, поскольку уже длительное время вынуждены обращаться «к этим русским» за тем, чтобы выводить свои спутники на орбиту. В 2001—м из—за высоких затрат закрыли проект X—34 корпорации Orbital Sciences, главной целью которого было сокращение издержек на выход в космос. С проектом беспилотного X—37B, как отмечают американские эксперты, до сих пор «играется Boeing»: построены 2 аппарата для лётных испытаний (их было проведено три) и один, а по некоторым данным два, — для наземных. Правда, ирония в случае с X—37B неуместна — изделие уже совершило три длительных испытательных полёта. Первый старт 2010 года длился 225 суток, второй был более продолжительным — аж 468 суток. В тот раз аппарат облетел нашу планету более семи тысяч раз. Третий раз он вылетел, кажется, в декабре 2012 года, и сообщений о его посадке не поступало. Цели и задачи всех вылетов хранятся в секрете, как, впрочем, и грузы, которые аппарат выводил на орбиту или снимал с неё. В одном из документов DARPA указывается, что проект «XS—1 предусматривает, что первая ступень многократного использования разовьёт гиперзвуковую скорость и выйдет на суборбитальную высоту. На этой стадии произойдёт отделение одной или нескольких ступеней разового использования и выведение спутника на низкую околоземную орбиту. Затем гиперзвуковой аппарат многократного использования вернётся на Землю, приземлится и будет готов к следующему полёту». Военное ведомство США поставило перед аэрокосмической отраслью задачу создать аппарат-робот многократного использования, способный выводить на орбиту груз весом в 3000—5000 фунтов (1361—2268 кг), совершать до 10 полётов в год при том, что каждый полёт должен стоить менее 5 млн долларов. Последний критерий — один из наиболее важных. Как в ходе презентации 5 февраля заявил менеджер проекта Джесс Спонэбл, «предстоит разорвать порочный круг эскалации издержек на космические и гиперзвуковые системы. Мы заинтересованы не просто в пуске, а в том, чтобы изыскать способ создания более доступных, повседневных и простых гиперзвуковых кораблей». Практически по всем остальным параметрам XS—1 Пентагон выдаёт создателям новой системы карт—бланш. «Нам нет дела до того, будет ли это вертикальный взлёт и горизонтальная посадка или то и другое будут вертикальными. Благодаря этому проект привлечёт как можно больше предпринимателей. Нам нет дела до того, будут ли они запускать его с воздушной платформы или станут использовать самолёт-буксировщик», — говорит Спонэбл. Основное предназначение космоплана XS—1 — служить дополнением к другому проекту DARPA, который называется «Система запуска спутников с воздушной платформы» (AIRBORNE LAUNCH ASSIST SPACE ACCESS, ALASA). Эта программа родилась от неудовлетворённости американцев тем, что для вывода на околоземную орбиту небольших спутников необходима разветвлённая и, главное, дорогостоящая наземная инфраструктура, а подготовка запуска занимает месяц и более. В то же время использование наземных стартовых площадок ограничено географическим положением и может быть в любой момент, независимо от воли человека, затруднено погодно—климатическими и временными факторами. Поэтому проектом ALASA поставлены цели — стоимость запуска малых спутников весом от 20 до 50 кг (сейчас это примерно 60 тыс. долларов за 1 килограмм) сократить как минимум в три раза, отказаться от стационарной стартовой платформы и, перейдя на мобильную, избавиться от необходимости в наземной инфраструктуре. В этом случае американцы получат возможность весьма часто и при гибком графике отправлять свои военные спутники практически из любой точки земного шара — лишь бы там была подходящая взлётно—посадочная полоса. Таких возможностей у Пентагона — пруд пруди: за пределами национальной территории США в 130 странах мира расположены более 700 американских баз. А система много— и двусторонних союзнических и партнёрских договоров позволяет пользоваться иностранными аэродромами в тех случаях, когда возможностей баз не хватит. Космоплан—робот XS—1, кроме того, сам по себе будет способен выполнять функции разведывательного спутника, гиперзвукового испытательного стенда или транспортного средства, способного доставлять личный состав и груз в удалённые точки планеты в чрезвычайно короткое время. В отдалённой перспективе не исключается и гражданское коммерческое использование космоплана, который будет создан в результате реализации проекта. Произойдёт это на самом деле или останется пустым пиар—ходом, покажет будущее. Но если и когда это состоится, цены на коммерческие запуски спутников в космос резко пойдут вниз, а доходная часть бюджета российской космической отрасли, вне всякого сомнения, существенно отощает. □ Над чем еще работает DARPA □ 1. Дублер GPS Что делать, если система глобального позиционирования GPS вдруг перестанет функционировать по тем или иным причинам? Например, когда спутники начнут работать со сбоями из—за вмешательства противника. Касается это и позиционирования в сложных туннелях и в подземельях, куда не проникает радиосигнал. DARPA прилагает максимальные усилия, чтобы защитить армию от подобного сценария, причем ставиться задача создания навигационных инструментов, более компактных, чем сегодняшние GPS—приемники. Мичиганским университетом достигнуты успехи в разработке временно—инерционного блока TIMU в виде монокристальной схемы размером, меньшем, чем однопенсовая монета, которая, однако, содержит в себе три гироскопа и три акселерометра, а также высокоточные часы. Благодаря этому устройству можно точно определить свою координату под землей, на поверхности и в воздухе. В этот чип, состоящий из шести микроизготовленных слоев TIMU, упакованы инерционные датчики и регуляторы времени, а также сверхмощный вычислитель и огромный накопитель информации. □ 2. Создание интерфейсов нерва и мышцы В различных военных конфликтах, начиная с 2000 года, порядка двух тысяч американских военнослужащих перенесли операции по ампутации конечностей. Они лишены возможности жить полноценно. Еще недавно считалось, что создание надежных и безопасных мозговых интерфейсов, считывающих импульсы с коры головного мозга и передающих их на протезы, является уделом далекого будущего. Однако в прошлом году появилась надежда на использование этих достижений уже в ближайшие годы. И все—таки в первую очередь разработки идут в направлении создания качественных периферийных интерфейсов, которые получают сигналы от нервов поврежденных конечностей и с помощью их управляют протезами. Джек Джуди, диспетчер программ по этому направлению, так прокомментировал ситуацию: «Периферийные интерфейсы безопаснее корковых интерфейсов, так как не связаны с вживлением электродов в кору мозга, следовательно, несут меньше рисков. Более того, их не так болезненно внедрять, в то же время по качеству контроля движений травмированных и больных людей они приближаются к показателям мозговых интерфейсов». □ 3. Разработка долговременных подводных систем складирования и контроля Американцы считают российский подводный флот главной угрозой своей безопасности, и именно поэтому стремятся создать разветвлённую систему подводных коммуникаций, включающую в себя складские капсулы с боеприпасами и другими важными грузами, а также подводные беспилотники, работающие в автономном режиме, и вездесущие противолодочные датчики контроля. Однако такие системы не эффективны и являются дорогостоящими из-за низкого ресурса времени эксплуатации. Специалисты DARPA задались вопросом, а зачем, собственно, вся эти инфраструктура должны постоянно функционировать, если нет угрозы войны? Работы ведутся по созданию специальных капсул, которые могут многие годы «спать» на океанском дне, выдерживая огромные давления, и проснуться лишь тогда, когда это понадобится, причем, сохранив источники энергии. □ 4. Самообучающие компьютеры и вероятностное программирование, позволяющее заглянуть в будущее Сдерживающим фактором научно—технического прогресса, в том числе и в военной сфере, является ручной труд программистов. В прошлом году специалистами DARPA были получены определенные результаты по автоматизации этого процесса, правда, по заявлению экспертов, каждый шаг в этом направлении требует трудов геракловых и усилий атлантовых. Американцы фактически констатируют, что у них нет надежных математических инструментов для создания эффективных самообучающих компьютеров. Другое дело — вероятностное программирование, для которого создаются специальные языки программирования. Здесь имеются определенные успехи, позволяющие случайные события преобразовывать в сложнейшие структурированные стохастические процессы. Иными словами, появляется возможность создания вероятностных математических моделей, с помощью которых можно «предсказывать» будущее, правда, с той или иной долей вероятности. Достигнутые успехи говорят о радикальной успешности этого направления. DARPA резко увеличила усилия в области вероятностного программирования и готова привлечь к решению этой проблемы как можно большее число специалистов. □ 5. Электроника должна быть только американской DARPA считает, что недалек тот час, когда специалисты из других стран смогут расшифровывать и даже скопировать сверхсложные чипы, лишив, таким образом, США стратегического преимущества. В настоящее время создается технология «переходной электроники», кстати, и для обычных мобильных телефонов. Поломка таких устройств, попавших в руки врага или конкурентов, должна сделать их нечитабельной. □ Алисия Джексон, диспетчер программ Управления перспективных исследовательских программ, так охарактеризовала задачу этого направления: «DARPA ищет способы сделать электронику, которая может работать сколько угодно долго, пока это необходимо. Поломка таких устройств должна быть вызвана сигналом, посланным специальной командой, или факторами окружающей среды, например, таких как температура».

Admin: ■ 14—04—2015«Рапторы» в утиль: конец эпохи истребителей пятого поколения □ Как осла не наряжай… □ ■ Сама программа по созданию F—22 — это большой, даже правильнее сказать, ЛЮТЫЙ win американского концерна Lockheed. Дав в своё время взятку ВСЕМ начальникам штабов в США, которые составляют костяк NORAD и влияют на решения всей американской оборонки, «Локхиды» убили сразу всех зайцев — «вырубили» себе выгодный правительственный заказ, обеспечили себя и свои предприятия на целые годы вперёд. Сама же подоплёка к созданию самолёта пятого поколения была проста: нужно было что—то, что превосходило бы русских и было первым в мире по всем показателям. «Раптор» стал самолетом, в котором реализованы следующие принципы самолётостроения: полёт на сверхзвуке без использования форсажной камеры, малозаметность, летные характеристики (такие как скороподъёмность, радиус действия и т.д.). Безусловно, с точки зрения полётных характеристик «Раптор» хорош, однако, что толку от такого самолёта, если применять своё вооружение он не может? Скромный набор огневых средств «Раптора» для поражения наземных средств противника таков: две бомбы GBU—32 по 450 кг или восемь бомб GBU—39 по 113 кг каждая. На этом всё. В силу концентрации на стелс—технологиях «Раптор» был лишён серьёзной бомбовой нагрузки, а «заправка» боеприпасами «под завязку» не позволяет, ВНИМАНИЕ, размещать ракеты воздух—воздух. Безусловно, можно разместить ракеты воздух—воздух на внешних узлах подвески, но тогда самолёт пятого поколения легким движением руки превращается в самолёт поколения 4++, а то и вовсе четвертого. □ Золотой телёнок □ ■ Однако невозможность полноценного использования «Раптора» в современных реалиях в полной мере ощущается тогда, когда... комиссия сената США по вооружениям начинает выяснять, против каких целей может применяться F—22. Недавний доклад руководителя службы перспективных проектов Lockheed Martin Джима Харриса говорит о том, что применение F—22 может быть эффективно только против стран, «стратегические объекты которых защищены системами ПВО второго поколения». Попросту говоря, F—22 может летать над каким—нибудь Ираком, Ливией, у которых на вооружении старые системы ПВО типа советской С—75. Однако против С—300/400 (и подавно С—500) F—22 бессилен. Специалисты концерна «Ростех» уже в 2012 году доказали на выставке «Росвооружение», что новые системы, которыми уже оснащаются полки С—300 и С—400, гарантированно засекают F—22 едва ли не за тысячу, а поражают за 500 километров. □ □ ■ «При всех своих уникальных качествах F—22 не может использоваться в современных условиях войны». Таков вывод комиссии сената по вооружениям, который приводит портал JANES. Американский эксперт в области перспективных вооружений Джей Гарольд Симмонс в своём письме комиссии по вооружениям приводит следующие слова: «Прошу вас пояснить, как вышло так, что самолёт, на который потрачено 80 млрд долларов не может выполнять возложенные на него задачи». ■ В свете выхода более дорогого и еще более сложного истребителя F—35, который по стоимости проекта может легко тягаться с лунной программой США, про F—22, уже устаревающий в техническом отношении самолёт, начали вскрываться разного рода неприятные подробности. В частности, WikiLeaks в марте 2015 «слил» в сеть данные о «боевом» патрулировании «Рапторов» на территории США. Оказалось, что процент отказа двигателей во время тренировочных полётов был близок к 40, а общий уровень морально—психологической подготовки пилотов для этого самолёта вообще пугает: у 3 из 10 пилотов была выявлена острая медикаментозная зависимость. □ «Рапторы» в утиль □ ■ Неприятный вывод, к которому после долгих аудиторских проверок пришли федеральные эксперты, навестившие одну из авиабаз США на Гавайях, потряс руководителей ВВС США: «Рапторы смогут эффективно выполнять полёты еще два—три года». Авиабаза ВВС США Хикэм, что на Гаваяйх, одной из первых подверглась внезапной проверке состояния «Рапторов». Поднятые по тревоге истребители показали втрое большее число ошибок и критических «сигналов» системы, чем во время запланированных полётов. После целого ряда проверок специалисты Lockheed сделали вывод, что F—22, несмотря на длительную эксплуатацию действительно нуждается в доработке... и попросили на это дело у американских властей еще 15 ярдов зелени. Таким подходом, пожалуй, можно удивить кого угодно, но не Пентагон. К счастью, в Вооруженных Силах США еще находятся здравомыслящие люди. В частности, таким человеком является командующий ВВС США Дебора Ли Джеймс, которая заявила на сенатских слушаниях буквально следующее : «Если силами компании Lockheed не будет предложено устраивающего ВВС варианта модернизации истребителя вплоть до 2016 года, то в 2018 году мы будем вынуждены принять решение о снятии самолёта с боевого применения, патрулирования и любого другого использования в военных целях в виду его неэффективности». □ □ ■ Утилизация «Рапторов» фактически стартовала. В первую очередь потому, что у США попросту нечем заменить эту уникальную во многих отношениях боевую машину. Стремительно дорожающий F—35, который пытаются из хирургического лазера превратить в универсальный топор войны, вряд ли сможет заменить всю истребительную авиацию в США, а учитывая тот факт, что, помимо истребительной авиации, в США назрел кризис и в нише штурмовой авиации (самолёт А—10 снимают с вооружения и замены ему в данный момент нет). Брешь в авиационной промышленности военного назначения США такова, что все имеющиеся самолёты пятого поколения уже сейчас заведомо не смогут выполнить возложенных на них задач. И грядущая «утилизация рапторов» в этом провале — только начало. «Косяки», которые обнаружились в «Рапторе» спустя долгие годы эксплуатации, грозят всей программе истребителя пятого поколения полным забвением. Ситуация с американским чудом инженерной мысли до того серьёзна, что еще пара лет, и «Раптор» будет эффективен разве что на красивых фотографиях и небольших авиашоу внутриамериканского масштаба. □ ■ Автор — Дмитрий Юров

Admin: ■ 13—05—2015Грабеж века: закат карьеры истребителя F—35 □ Глобальный проект □ ■ О том, чем действительно будет являться проект F—35 для США, в Lockheed Martin умолчали. Умолчали о том, сколько времени потратят на разработку, умолчали и о том, в какую «копеечку» влетит новый проект налогоплательщикам. Однако до сих пор Lockheed Martin и «крышующие» компанию военные чины молчат о самом главном — «самолёт будущего» и «перспективное оружие» не сможет эффективно воевать против обученного и хорошо оснащенного противника. □ Тревожные звоночки □ ■ Первые упоминания о неспособности F—35 вести эффективный бой в условиях плотной ПВО и активной радиоэлектронной борьбы относятся к 2006 году, когда компания Lockheed Martin начала мелкосерийное производство. Уже тогда американский авиационный эксперт Фил Мюррей (англ. Phil Murrey) и член сенатской комиссии по вооружениям поставил под вопрос лётные и боевые характеристики «перспективного» самолёта. В открытом письме компании Lockheed Martin Мюррей попросил указать, против каких именно систем новый самолёт окажется эффективен. Ответа американский авиационный эксперт не получил до сих пор. В Lockheed Martin такую нестыковку на сенатских слушаниях объяснили просто: на самолёт устанавливается перспективное и сверхсекретное оборудование, поэтому оглашение результатов работы может поставить под вопрос успех всей программы. Иными словами, фраза «отвалите, это секретн» всё еще с успехом работает. □ Публичные проблемы □ ■ Однако, настоящие проблемы у всей программы F—35 начинаются лишь в 2009—м, когда ВВС США начинает летные испытания и пробует применять управляемое и неуправляемое вооружение. Из данных, рассекреченных с помощью портала WikiLeaks, становится ясно, что F—35 унаследовал почти весь спектр проблем от своего старшего «собрата» — самолёта всё той же Lockheed Martin F—22 Raptor. ■ Эксперт в области авионики, доцент кафедры прикладной математики и информатики КНИТУ — КАИ им. Туполева Илья Матвеев в интервью порталу Рolitrussia отмечает : «У «Локхидов» с самого начала возникали проблемы. Сначала отказывалась дружить СУВ (система управления вооружением) и само вооружение. Возникали до того нелепые ошибки, что «отстреливались» авиабомбы не те, что нужны были. Условно говоря — хочешь сбросить номер один, сбрасываешь номер три. И эту проблему решили только—только, буквально год назад. Чуть позже после исследований выяснилось, что F—35 засекается почти всеми системами ПВО позднего советского периода и абсолютно всеми российскими системами ПВО — включая С—300/400 и не говоря уже о экспериментальной С—500, которая в данный момент проходит испытания. Сами американцы позиционируют этот самолёт как малозаметный, но мое мнение таково, что малозаметный он только внутри самих США», — заявил эксперт. □ Доработают или в утиль? □ ■ Скандалы с F—35, похоже, и дальше будут продолжаться. Истребитель, стоимость программы разработки которого, по мнению экспертов, перевалит за отметку в $100 млрд, пока с треском проваливается почти на всех серьёзных испытаниях. Паники в ряды американских авиастроителей добавила недавняя статья The National Interest под названием «Пять способов заменить F—35». Похоже, дела с разработкой F—35 действительно забуксовали, а то и хуже — приостановились до лучших времен. □ А если не полетит? □ ■ Вместе со своим «новшеством», самолётом F—35, в Lockheed Martin рискуют снова наступить на те же грабли. Одной из самых важных составляющих, позволяющих самолёту считаться полноценной боевой единицей, является мощный вычислительный комплекс на основе серьёзной компьютерной аппаратуры. Если в случае с F—22 была проделана действительно титаническая работа по созданию новой аппаратной части, то в случае с F—35 инженеры Lockheed Matin решив, что «и так сойдёт», просто позаимствовали аппаратную часть у F—22. Несмотря на новейшие и полностью американские комплектующие, «глюки» у самолёта — явление постоянное и системное. ■ Однако основная масса проблем с F—35 после начала испытаний связана всё же с тем, что для маневренного и скоротечного боя самолёт оказывается не предназначен — российские эксперты, просчитавшие и смоделировавшие несколько воздушных боёв F—35 с российскими Су—30 и Су—35, пришли к выводу, что «сидячий утёнок» от Lockheed Martin вчистую проиграет российским самолётам. Достоинства лётных характеристик F—35, которые достигаются новой конструкцией планера и новыми (по словам представителей Lockheed Martin) двигателями, с легкостью сводятся на нет современными системами ПВО. ■ Авиационный эксперт Виктор Чернопятов в интервью Politrussia иронично замечает : «Ну, понятное дело, что американцы не станут афишировать проблемы со своим самолётом. Железо это ведь не электроника. Это не программа, которую можно переписать или перенастроить». □ Пишите письма □ ■ Будущее у самолёта F—35, как ни странно, скорее всего, будет только внутри самих США. Недавние скандалы, отгремевшие у «союзников» по НАТО, говорят о том, что даже в таких преданных демократии странах, как Канада или Австралия, похоже, нет дураков, желающих тратить безумные деньги на неэффективное оружие. Канадские военные в этом плане пошли чуть дальше — посчитав стоимость уже вложенных денег, стоимость эксплуатации, вооружения, обслуживания, бухгалтеры минобороны Канады пришли к выводу, что закупить самолёты для страны будет стоить $25 млрд долларов. Попавшие в СМИ документы чётко дают понять, что канадцы в случае, если Lockheed Martin не придумает способ снизить расходы на программу F—35, расторгнут контракт с Lockheed Martin в пользу модернизации уже стоящих на вооружении самолётов F—18. ■ В общем и целом, резюме у F—35 получается незавидное — толком не производится, толком не летает, не стреляет, да и стоит как четыре, или даже пять аналогичных самолётов. Lockheed Martin, так умело маскирующая банальные грабежи под инновационные проекты, не устаёт обещать, что все детские болезни будут устранены. Однако время идёт, а карьера F—35, так и не начавшись, уже подходит к своему печальному финалу. □ Автор — Сергей Куприянов

Admin: ■ 22 мая 2015 года | Антон МардасовЕвропа уходит от США в беспилотный отрывСтраны ЕС хотят заменить американские тактические и ударные БЛА своими дронами ■ Фото: MQ–9 Reaper/ Фото: ZUMAPRESS.com/ ТАСС □ ■ Европа стала на шаг ближе к разработке беспилотника, который сможет конкурировать с американскими и израильскими технологиями. По сообщению The Financial Times, Франция, Италия и Германия согласились запустить совместный проект в этой сфере. Отмечается, что такое решение с радостью восприняли три крупных европейских оборонных подрядчика — Airbus, Finmeccanica и Dassault Aviation, которые в 2013 году призывали власти поддержать создание беспилотного летательного средства класса MALE. Как отмечает газета, европейская промышленность выражала все большую обеспокоенность из–за правительственных закупок дронов, произведенных в США, поскольку опасалась отстать в гонке по разработке нового поколения беспилотников. Airbus, Finmeccanica и Dassault проведут консультации со странами–клиентами, представителями их вооруженных сил и закупочных организаций, чтобы определить потребности и возможности, говорится в статье. □ Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов замечает: оборонно–промышленные компании Великобритании, Франции и Италии выступили около года назад с предложением по кооперации в рамках создания европейской системы БЛА MALE–класса (средневысотный беспилотник большой продолжительности полета). Сейчас оно получило официальную поддержку. — Очевидной целью этого предложения является, во–первых, развитие в Европе собственных компетенций в области создания беспилотных систем подобного класса и, во–вторых, получение некоторой независимости от систем других стран, прежде всего, США. Соединенные Штаты и Израиль в настоящее время являются признанными мировыми лидерами в области БЛА. Европейским, китайским и российским разработчикам беспилотных систем приходится ориентироваться уже на имеющиеся в США и Израиле аналоги. Говоря о европейских странах, вступивших с инициативой создания совместного проекта БЛА MALE–класса, стоит отметить, что на настоящий момент все они в данной категории используют беспилотники иностранного производства. Великобритания - единственная страна, которая помимо США использует вооруженные версии американского ударно–разведовательного MQ–9 Reaper (может нести ракеты «воздух—земля» AGM–114 Hellfire , авиабомбы Mark 82 с лазерным наведением GBU–12 или с GPS–наведением — GBU–38 JDAM — «СП»). Италия применяет чисто разведывательные варианты БЛА MQ–1 Predator и Reaper. Франция долгое время использовала БЛА Harfang (например, на афганском театре военных действий — «СП»), построенные на основе израильской системы Heron. Однако в прошлом году здесь также было принято решение о закупке партии БЛА Reaper. Собственно, вот эти упомянутые выше системы и могут быть в перспективе замещены новыми европейскими беспилотниками. Впрочем, перспектива эта достаточно отдаленная. Я бы сказал, что даже с учетом имеющихся наработок в Европе в данной области, новая система появится не ранее чем лет через пять. И это, в общем-то, очень оптимистичная оценка. В России на протяжении последних трех лет также ведутся разработки беспилотных систем MALE–класса. Над созданием системы с БЛА взлетной массой около одной тонны работает компания «Транзас» из Санкт–Петербурга, над комплексом с БЛА взлетной массой порядка пять тонн — «ОКБ им. М.П. Симонова» (бывшее ОКБ «Сокол») из Казани. Системы создаются по заданию и на финансовые средства российского Министерства обороны. Военное ведомство недавно сообщало, что планируется показ данных систем на выставке «Армия 2015» летом текущего года. □ Заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев также говорит, что разработка беспилотников западноевропейскими странами — яркий пример того, что Европа стремится к независимости от Соединенных Штатов. — Не секрет, что Америка на текущий момент опережает на шаг Западную Европу в сфере БЛА. Поэтому последняя осуществляет сразу несколько программ по разработке беспилотников, одна из которых — создание средневысотных БЛА MALE–класса. Другой амбициозный проект — ударно–разведывательный малозаметный беспилотник nEUROn. Так, основным подрядчиком в этой программе является французская компания Dassault Aviation. Также в ней участвуют компании Alenia Aermacchi (Италия), Saab (Швеция), EADS—CASA (Испания), Hellenic Aerospace Industry (Греция), RUAG (Швейцария) и Thales (Франция). □ — Были сообщения, что nEUROn не предназначается для последующего серийного выпуска… — Да, и что использованные в его создании технологии станут основой для создания беспилотных аппаратов гражданского и военного назначения следующих поколений... Есть и еще ряд европейских проектов — и по транспортному, и по ударному (БПЛА Barracuda — экспериментальный боевой беспилотный летательный аппарат совместной германо–испанской разработки — «СП»), и даже по суборбитальному беспилотникам (так называемый проект IXV, в разработке которого участвуют 40 европейских предприятий — «СП»). В общем, Европа давно осознала, что за беспилотными аппаратами будущее, поэтому хочет сохранить свою технологическую независимость не только от США, но и от их ближайшего союзника — Японии, где беспилотная авиация так же развивается семимильными шагами. □ — США как–то могут препятствовать таким «независимым» европейским проектам? — Соединенные Штаты могут противодействовать только тем, что будут идти на шаг впереди в технологическом развитии по всем типам беспилотных аппаратов. Любая программа получает развитие только тогда, когда есть внутренние заказы. Если в итоге разработанные Западной Европой аппараты по многим техническим характеристикам будут хуже американских, то, естественно, эти программы будут закрыты и сразу же закуплены американские дроны. Вот это и есть настоящая конкуренция.

Admin: ■ 20—08—2015СМИ о новом американском истребителе: неэффективный и слишком дорогойРазработки американского истребителя–бомбардировщика пятого поколения F–35 достигли стадии «первоначального оперативного потенциала», однако до полной боеготовности еще очень далеко: у Пентагона может не хватить на него денег, пишет US News and World Report. ■ © Flickr/ createordie □ ■ Американские налогоплательщики не могут позволить себе и дальше вкладываться в разработку истребителя-бомбардировщика F–35, и без того огромные затраты на который продолжают расти, пишет президент организации «Налогоплательщики за здравый смысл» (Taxpayers for Common Sense) Райан Александер в издании US News and World Report. ■ В конце июля представители морской пехоты США заявили, что их вариант истребителя–бомбардировщика пятого поколения F–35 достиг ключевого этапа разработки, известного как «первоначальный оперативный потенциал (IOC)». ■ Этот термин означает, что самолет обладает минимальным уровнем готовности к успешной эксплуатации обученным персоналом. «Это не означает, что самолет полностью готов к эксплуатации», — замечает Александер, поясняя, что стадия «полной боеготовности» характеризуется тем этапом, когда все подразделения или организации вооруженных сил, претендующие на F–35, получают машины и готовы к их эксплуатации и обслуживанию. Таким образом, разработка этого истребителя–бомбардировщика все еще продолжается, а стоимость нового самолета продолжает расти. ■ Именно в таком виде — с минимальной боеготовностью — самолет получат военнослужащие Юмы, штат Аризона. Александер напоминает, что сенатор от этого штата Джон Маккейн еще в 2013 году отзывался о растущих затратах на разработки F–35 как о чем–то очень позорном. После получения F–35 он заявил, что все еще проявляет беспокойство относительно надежности и функциональных возможностей этого самолета. ■ Ранее в этом году Счетная палата США опубликовала отчет, согласно которому Пентагон планирует увеличить ежегодные затраты на новый бомбардировщик с восьми до 12 миллиардов долларов ежегодно на ближайшие пять лет, а после этого — до 14 миллиардов. При этом в отчете отмечается, что если необходимого уровня финансирования достичь не удастся, Пентагон не сможет позволить себе первоначальный план поставок истребителей–бомбардировщиков в американские военные части. ■ «Не сможет позволить себе», — это еще мягко сказано, отмечает эксперт далее. Долгосрочное обслуживание F–35 и поддержание его боеготовности Счетная палата США оценивает в один триллион долларов, причем, с точки зрения Александера, эта цифра будет и дальше «ползти вверх». ■ «Так может ли Пентагон позволить себе столь масштабные инвестиции в самолет, разрабатываемый для того, чтобы быть на вооружении минимум сорок лет, учитывая, что о том, какие именно войны будут вестись в 2025 и тем более в 2055 году, ничего неизвестно?» — задается вопросом глава объединения налоговиков. ■ Ранее новый американский истребитель–бомбардировщик критиковали и другие эксперты. В частности, базирующаяся в США организация «Система национальной безопасности» (National Security Network) опубликовала доклад, согласно которому истребители МиГ–29 и Су–27, разработанные еще в Советском Союзе, превосходят по техническим показателям новый американский истребитель F–35.

Admin: ■ 17—08—2015Аналитики: в бою российские истребители «разорвут на куски» F–35 СШАПровозгласив конец «эры воздушного боя», разработчики F–35 сконцентрировались на радарах и ракетах, но в ближнем бою, где преимущество у истребителей, оснащенных авиационными пушками, американский самолет — не жилец, отмечают эксперты. □ ■ © Фото: public domain □ ■ Новейший и самый дорогостоящий проект Пентагона — истребитель–бомбардировщик пятого поколения Lockheed Martin F–35 Joint Strike Fighter (JSF) — стал большим разочарованием для ВВС США и вызвал волну критики как со стороны западных наблюдателей, так и со стороны американских парламентариев, пишет агентство Sputnik. ■ Научный сотрудник Центра исследования международной безопасности Брента Скоукрофта при Атлантическом совете Джеймс Хасик замечает, что на $100 млрд, потраченных на реализацию проекта F–35, можно было бы купить примерно 740 истребителей «Еврофайтер Тайфун» (Eurofighter Typhoon), но такое решение было бы не в духе американских ВВС, которые продолжали надеяться на F–35. ■ «В Корпусе морской пехоты, в ВВС и ВМС США надеялись, что новый истребитель сможет дать им неоспоримое преимущество в воздухе», — цитирует агентство аналитика. Но время показало, что истребитель, разработка которого даже вышла за пределы первоначальных бюджетов, не столь хорош, как на это рассчитывали. ■ Австралийский парламентарий Дэвид Дженсен заметил, что ахиллесова пята F–35 — его маневренность, уступающая даже маневренности истребителя F–22. В своей колонке для газеты The West Australian он подчеркнул, что разработчики самолета не учли уроков войны США во Вьетнаме — американские военные доктрины 50–х годов провозглашали конец «эры воздушных боев». Отталкиваясь от этой позиции, в США разработали истребитель–бомбардировщик F–4 Phantom, оснащенный современными радарами поиска и наводки, восемью ракетами класса «воздух—воздух» и другими технологическими новинками. Поскольку «эра воздушных боев», по мнению разработчиков, подошла к концу, на самолете не установили авиационные пушки. ■ «Затем наступил момент истины. Предполагалось, что США, вооруженные современными F–4 Phantom, смогут с легкостью противостоять вражеским истребителям вроде МиГ–17. У устаревшего МиГ–17 не было боевых радаров или ракет дальнего радиуса действия, но были авиационные пушки. В бою ракеты не работали так, как предполагалось, и подвижный МиГ–17 доставлял F–4 кучу проблем», — полагает Дженсен. ■ F–35, в свою очередь, также оснащен современными радарами и сенсорами. Тем не менее в бою он был полностью переигран своим предшественником — истребителем четвертого поколения F–16, разработанным более 40 лет назад. «Становится ясно, что в ближнем бою JSF — не жилец, даже когда ему противостоят самолеты, разработанные десятилетия назад», — добавляет Дэвид Дженсен. ■ «Печально известный F–35 будет разорван на куски даже антикварным МиГ–21, не говоря уже о ближнем бое с российскими истребителями четвертого поколения Су–27 и МиГ–29», — полагает один из разработчиков американского F–16, авиаконструктор Пьер Спрей.

Admin: ■ 15—08—2015Аналитик: «эра F–35» станет закатом превосходства США в воздухеИз–за многочисленных компромиссов при разработке истребителя F–35 судно стало второстепенным даже по отношению к более старым российским или китайским моделям, которые способны летать быстрее и дальше и маневрировать лучше, полагает Дэвид Экс. ■ © AFP 2015/ US Navy □ ■ Если верить радостным сообщениям в американских СМИ, касающимся истребителя F–35, крупнейший, самый дорогостоящий и крайне противоречивый проект Пентагона преодолел все трудности, но на деле ситуация выглядит иначе, пишет военный обозреватель портала War Is Boring Дэвид Экс. ■ Аналитик отмечает, что ценник на разработку, производство и введение в эксплуатацию F–35 действительно постепенно снижается до $1 трлн, поэтому производить воздушное судно становится легче. Кроме того, постоянно поступают новости об успешно пройденных тестах. ■ «Реализовать проект многоцелевого истребителя–бомбардировщика F–35 Joint Strike Fighter (JSF), способного обходить вражеские радары и наносить удары по наземным и воздушным целям, сейчас трудно как никогда. Позитивными новостями нельзя скрыть фундаментальные изъяны в проектировании самолета», — пишет Дэвид Экс. ■ Неполноценность F–35 стала очевидна после выхода в 2008 году доклада специалистов аналитического центра RAND, известного связями с ВВС США. Аналитики Джон Стиллион и Гарольд Скотт Пердью провели компьютерное симулирование боевого столкновения между единицами ВВС и ВМС Китая и силами острова Тайвань. По такому сценарию Китай быстро расправляется с устаревшими тайваньскими ВВС и завоевывает воздушное пространство, а затем в бой вступают американские истребители, базирующиеся в Японии и на острове Гуам. ■ Согласно данной модели, замечает Дэвид Экс, 72 китайских истребителя патрулируют Тайваньский пролив и лишь 26 американских боевых самолетов, выбравшихся из–под ракетного обстрела со стороны КНР, в состоянии пойти на перехват. Среди них находятся 10 двухдвигательных реактивных истребителей F–22, которые тут же расходуют весь свой запас боеприпасов, и тогда против Военно–воздушных сил Китая остается лишь 16 меньших по размеру однодвигательных F–35. Математическая модель перекрестного огня в рамках боя «один в один» дает неутешительные результаты для F–35, и в итоге США проигрывают «войну» в воздухе. ■ «Несмотря на способность обходить радары противника, JSF полностью проигрывают в воздухе. В прямом бою F–35 оказался в два раза хуже противника», — цитирует Экс доклад аналитиков RAND. ■ Эксперты отмечают, что JSF уступает оппонентам в ускорении, скорости набора высоты, в максимальной и в угловой скорости. ■ Проблемы F–35 связаны с запросами основных заказчиков военного судна, добавляет эксперт интернет–портала. Так, в Корпусе морской пехоты США придумали превратить JSF в реактивный самолет вертикального взлета и посадки, вроде вертолета, что, по мнению морских пехотинцев, добавило бы истребителю эксплуатационной гибкости. Тем не менее в бою это редко приносит ощутимые результаты. Во многом из–за таких запросов F–35 стал тяжелым самолетом с плохообтекаемым кузовом. JSF не так быстр, как, например, F–16, и не столь мощен, как A–10. ■ «Если раньше мощным американским боевым истребителям, создававшим для Пентагона относительное стратегическое преимущество перед любым противником, не было равных в боях «один в один», то в ближайшие десятилетия воздушный арсенал ВВС уступит воздушным флотам любых стран, располагающих российскими или китайскими моделями», — подмечает аналитик. Ирония ситуации заключается в том, что зачастую истребители России и КНР являются улучшенными версиями F–35, лишенными основных его недостатков.



полная версия страницы