Форум » Военная техника и вооружение Воздушно–космических сил » Автомобильная техника в системах и комплексах вооружения и военной техники » Ответить

Автомобильная техника в системах и комплексах вооружения и военной техники

Admin: □ Военная техника и вооружение Войск ПВО Автомобильная техника Применение в системах и комплексах вооружения и военной техники

Ответов - 16

Admin:  Брянский автомобильный заводСпециальное колёсное шасси БАЗ—6909Применение:  • монтаж кузова—фургона типа К6909 для размещения оборудования различного назначения; • монтаж радиолокационных модулей различного диапазона радиолокационного комплекса 55Ж6М (шифр «Небо—М»); • монтаж оборудования унифицированной транспортно—заряжающей машины 9Т243М (проект); • монтаж оборудования самоходной огневой установки зенитного пушечно—ракетного комплекса 96К6 (шифр «Панцирь—С») (опытный образец); • монтаж оборудования самоходной пусковой установки 5П90С зенитной ракетной системы 40Р6М (шифр «Триумфатор—М») (опытный образец).             Специальное колёсное шасси БАЗ—69092Применение:  • машины М1, М2, М3 радиолокационного комплекса 64Л6 (шифр «Гамма—С») (серия); • заряжающая машина 22Т6 (опытно—конструкторская работа); • буксировка дизельных электрических станций 5И57 и распределительно—преобразовательных устройств 63Т6А из состава систем 35Р6 (С—300), 40Р6 (С—400) (серия, используется комплектация БАЗ—69092—021 с платформой); • многофункциональная радиолокационная станция 50Н6А из состава зенитной ракетной системы 50Р6 (шифр «Витязь—ПВО») (опытный образец); • командный пункт 50К6А из состава зенитной ракетной системы 50Р6 (шифр «Витязь—ПВО») (опытный образец).          Использованы материалы Military blog Vitaly V. Kuzmin и пользователя muxel на Яндекс.Фотки

Admin:  Брянский автомобильный заводСпециальное колесное шасси БАЗ—69092 Наименование и обозначение: Специальное колесное шасси БАЗ—69092 — ТУ4511—125—05808675—2002  Назначение: Для монтажа объектов вооружения и военной техники полной массой до 13—14 тонн, их транспортирования по всем видам дорог и местности и обеспечения боевого применения.  Разработка: Разработано в НТЦ ЗАО «Брянский автомобильный завод» в рамках проведения ОКР «Вощина—1». Главный конструктор Ю.А. Шпак. Принято на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации в 2003 году.  Производство: Серийное производство с 2004 года. ■  Основные технические характеристики: Колесная формула — 6х6.1 Осевая формула — 1—2 Формула привода — 123 Формула рулевого управления — 1—00 Тип — рамное Количество мест в кабине — 3 Грузоподъемность, т — 13 Снаряженная масса, т — 15,39 Допустимая полная масса, т — 28,69 Габаритные размеры, м: • длина — 10,923 • ширина — 2,75 • высота — 2,845 Дорожный просвет, мм — 485 Максимальная скорость по шоссе, км/ч — 80 Запас хода по контрольному расходу топлива, км — 1000 Двигатель — ЯМЗ—8491.10—032, дизельный с турбонаддувом Номинальная мощность двигателя, л.с. — 450 Размерность колес — 533—440. Шины — 1350х550—533Р (21,5/75R21) модель ИД—370 Преодолеваемые препятствия: • ров, м — 0,9 • подъем, град. — 30 • косогор, град. — 40 • брод, м — 1,4 ■  Особенности конструкции: Двигатель Ярославского моторного завода, многотопливный. Трансмиссия механическая, с мостовой раздачей мощности по колесам, с КПП типа ЯМЗ—2393—10. Рама лестничного типа, лонжеронная, с лонжеронами Z—образного сечения, сварная. Подвеска всех колес независимая, торсионная. Кабина металлическая, каркасно-панельная, закрытого типа с двумя дверями для посадки экипажа. Дополнительное оборудование включает установку ФВУА—100А—24, комплект противорадиационных экранов кабины, комплект средств повышения скрытности, комплект специальной обработки типа БКСО, светозащитные шторы кабины. По требованию заказчика возможна установка комплекта локальной защиты кабины изготовленного из стали 44 или 96. ■  Применение: В настоящее время применяется для монтажа следующих изделий: • машины М1, М2, М3 радиолокационного комплекса 64Л6 (шифр «Гамма—С») (серия); • заряжающая машина 22Т6 (опытно—конструкторская работа); • буксировка ДЭС 5И57 из состава зенитных ракетных систем 35Р6 (С—300), 40Р6 (С—400) (серия, используется комплектация БАЗ—69092—021 с платформой); • многофункциональная РЛС 50Н6А из состава зенитной ракетной системы 50Р6 (шифр «Витязь—ПВО») (опытный образец); • командный пункт 50К6А из состава зенитной ракетной системы 50Р6 (шифр «Витязь—ПВО») (опытный образец). ■  ■ ■   ■ ■ ■   ■   Фотографии: © Е.Э. Занин, пользователя © muxel на Яндекс.Фотки

Admin:  Брянский автомобильный заводСедельный тягач БАЗ—6402 Применение:  • буксировка полуприцепов ЧМЗАП—93867 и ЧМЗАП—93856; • буксировка пусковых установок 5П85Т различных модификаций зенитных ракетных систем 35Р6 (С—300), 40Р6 (С—400); • буксировка пусковых установок 5П90ТМУ зенитной ракетной системы 40Р6 (С—400); • буксировка транспортных машин 5Т58 различных модификаций зенитных ракетных систем 35Р6 (С—300), 40Р6 (С—400); • буксировка надставок вышек 40В6, 40В6М, 40В6М—Р, 40В6—Р—01 из состава зенитных ракетных систем 35Р6 (С—300), 40Р6 (С—400); • буксировка агрегата автоматизированного подъема СМ—727 комплекса радиотехнической разведки «Тиса—1М».  Ведутся работы по включению тягачей в состав других комплексов вооружения.  ■ ■ ■  ■ ■ ■ Седельный тягач БАЗ—6403 Применение:  • буксировка полуприцепов ЧМЗАП—9990 (3—ППТ—52) и ЧМЗАП—99901—020 (3—ППТ—65) для БАЗ—6403—012; • буксировка полуприцепов ЧМЗАП—99865—020 (2—ППТ—40) для БАЗ—6403—015; • буксировка вышек 40В6, 40В6М, 40В6М—Р, 40В6—Р—01 из состава зенитных ракетных систем 35Р6 (С—300), 40Р6 (С—400); • буксировка радиолокационного комплекса 91Н6 из состава зенитной ракетной системы 40Р6 (С—400); • буксировка специальных средств заправки 15Г95М и 15Г96М.  Ведутся работы по включению тягачей в состав других комплексов вооружения.  ■ ■ ■  Использованы материалы Military blog Vitaly V. Kuzmin, пользователя muxel на Яндекс.Фотки и некоторых других авторов ■ Первая публикация 14.07.2011 на pvo.forum24.ru

Admin: ■ 01—08—2013Базовая основаОтечественное автомобилестроение не теряет надежд Юрий Авдеев На Брянском автомобильном заводе (в минувшем июне) прошло совещание с представителями предприятий и учреждений оборонно—промышленного комплекса, разработчиками и производителями вооружения, военной и специальной техники на специальных колёсных платформах. Речь шла о работе в рамках государственной программы вооружения 2020 года (ГПВ—2020). Брянский автомобильный завод участвует в производстве перспективного комплекса ПВО «Витязь—ПВО». ■■ Поставку нового ЗРК в войска планируется начать в ближайшие годы. Прежде всего он заменит комплекс ПВО С—300 первых модификаций. В состав перспективного комплекса входят: командный пункт, всеракурсный радар с электронным сканированием пространства, самоходные пусковые установки. ■ Эти и другие элементы новейшего комплекса ПВО размещены на базе автомобильной продукции марки БАЗ, которая, по оценке специалистов, обеспечивает комплексу «Витязь—ПВО» высокие тактико—технические характеристики по преодолению сильнопересечённой и труднопроходимой местности. ■ В прошлом веке БАЗ участвовал в знаковых программах вооружения Советской Армии. С его участием в войска поставлено около 1.500 тактических ракетных комплексов «Луна—М», более 1.000 комплексов «Точка», «Точка—У», 500 единиц оперативно—тактических ракетных комплексов «Ока», «Ока—У», а так же более 2.500 ЗРК «Оса», около 4.000 пусковых установок РСЗО «Ураган», порядка 500 единиц комплексов БПЛА «Рейс», «Рейс—Д». ■ Однако к концу 1980—х годов завод попал под печально известную конверсию и, как принято говорить, нахлебался горя выше крыши. На БАЗ большая часть созданных мощностей по производству автомобильной техники для упомянутых выше комплексов была ликвидирована. ■ Затем пришли лихие 1990—е, добивание предприятия продолжалось. В конце концов завод перешёл к частному владельцу — под управление «Независимой ассоциации машиностроителей». Статистика предприятия с каждым годом становилась всё более плачевной. Численность сотрудников завода с 18.500 человек в 1985 году сократилась до 1.500 в 2003 году. Объём выпуска с 850 единиц техники в 1985 году сократился до нуля в 2003 году. Несмотря на все трудности, БАЗ продолжал сопровождение выпущенной техники и выполнял её ремонторизацию. ■ Пройдя через «ноль», завод стал выкарабкиваться из кризиса. Собственник вложил в производство средства, и с 2005 года завод возобновил выпуск продукции. Вначале это был штучный товар, в дальнейшем начался выпуск малых серий. В настоящее время завод поставляет продукцию 25 предприятиям «оборонки», а также на экспорт, где она хорошо себя зарекомендовала. В этом году БАЗ планирует передать заказчикам 157 единиц техники, в следующем году — 214. ■ Производственные мощности завода готовы к среднегодовому выпуску в 170—180 машин. Но этого уже недостаточно, стоит задача увеличить объёмы выпуска продукции до уровня около 400 единиц. К тому же основной заказчик в лице Минобороны требует снижения цен на выпускаемую продукцию. ■ В настоящее время из имевшейся площади завода в 126 га задействовано 83 га, а производство занимает 43 га. Из восьми корпусов действуют три. ■ Генеральный директор ЗАО «БАЗ» Александр Шарапов считает, что параллельно с модернизацией производства надо сделать и его перегруппировку, это позволит сократить расходы на содержание производственных площадок. По одному из вариантов предлагается все производственные мощности разместить в одном корпусе, а во втором оставить конструкторско—административную часть. ■ Руководство завода в качестве ещё одной из мер по снижению себестоимости выпускаемой продукции видит закупку у других производителей некоторой части номенклатуры комплектующих. В какой—то мере это превратило бы БАЗ из производителя в сборочное производство. В этом есть свои плюсы, но есть и минусы. ■ У руководства заводов более низкого уровня кооперации очень быстро начинается головокружение от осознания своего положения монополиста, и они переходят к навязыванию своих условий, начинают взвинчивать цены… ■ Принимая во внимание проблемы Брянского автозавода, целесообразным видится его переход под управление ОАО «Концерн ПВО «Алмаз—Антей», которому под силу приобрести пакет акций ЗАО «БАЗ». Тогда концерн при поддержке государства сможет сохранить все производственные участники завода, воссоздать уже утраченные эффективно модернизировать и реконструировать предприятие. Вхождение Брянского автозавода в концерн завершило бы формирование оптимальной структуры для эффективного выполнения ГПВ—2020 по созданию и вводу в эксплуатацию образцов перспективных систем вооружения для ВКО. ■ Руководство автозавода отказалось обсуждать данную тему по объяснимой причине — она выходит за рамки его компетенции. ■ Сегодня завод живёт в напряжённом трудовом ритме. Его продукция вновь востребована армией. Известно, что более 90 процентов военной и специальной техники монтируется на автомобильных базовых шасси, среди них, повторюсь, и брянские. ■ Председатель совета директоров ЗАО «БАЗ» Александр Елисеев считает, что специальные колёсные шасси и тягачи семейства «Вощина—1» по ряду технических характеристик превосходят аналоги, предлагаемые военному ведомству, а по другим — не уступают. Созданное семейство стало итогом работы специалистов Брянского автозавода. Ими были выполнены все требования военного заказчика, сформулировавшего ТТЗ. ■ К числу наиболее существенного успеха созданного семейства специалисты относят высокую внутреннюю унификацию. По узлам и агрегатам она составляет 85—87 процентов. Машины семейства имеют самую низкую высоту по кабине и могут перевозиться самолётами Ил—76 без какой—либо частичной разборки. Следующее преимущество — это самая низкая высота до верхней полки лонжерона — 1.050 мм и при этом самый высокий дорожный просвет — 500 мм. ■ К числу преимуществ любой машины семейства, выпускаемой на БАЗ, относится шина, имеющая небольшой диаметр при относительно большой ширине. Тем самым создаётся самое большое пятно контакта в мировой практике среди машин этого класса. Этим обеспечивается движение машины вне дорог независимо от её грузоподъёмности. ■ Ещё одним плюсом считается ширина машины. Она может быть 2.750 мм или 3.100 мм. Можно ли меньше? Нельзя, тогда после установки вооружения не будет обеспечиваться устойчивость всего комплекса. Минобороны уже получило отрицательный опыт, когда ракетно—пушечный комплекс установили на более «компактное» шасси (его делали не на БАЗ), а в итоге были ограничены тактико—технические характеристики по боевому применению. ■ Седельный тягач «брянского семейства» способен перевозить боевые бронированные машины по бездорожью. Его собратья тоже могут двигаться по бездорожью с танками. Это означает, что комплексы вооружения, установленные на технике семейства «Вощина—1» способны действовать в боевых порядках танковых подразделений и соединений. ■ Эти преимущества наиболее актуальны для имеющихся и перспективных систем вооружения ВКО. Не случайно в преддверии праздника военных автомобилистов на показе военной автотехники в подмосковных Бронницах демонстрировался седельный тягач БАЗ—6402 — с пусковой установкой зенитной ракетной системы С—400, специальные колёсные шасси БАЗ—6909 и БАЗ—69092, балластный тягач БАЗ—6306 и новейшая разработка — «широкий» седельный тягач БАЗ—6403.01, который расширил семейство «Вощина—1». ■ По словам начальника Главного автобронетанкового управления генерал—лейтенанта Александра Шевченко, чьим компетентным мнением поинтересовались журналисты, машины семейства «Вощина—1» незаменимы для ряда комплексов и систем, в том числе для радиолокационного комплекса «Небо—М», перспективной ЗРС «Витязь—ПВО», некоторых других перспективных систем и комплексов. О них мы ещё расскажем на страницах газеты. ■ ■ Брянск — Москва

Admin:  Камский автомобильный заводАвтомобиль—шасси КамАЗ—6350 Международная выставка средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех—2012» — демонстрационный показ. ■■ ■ ■ ■ Первая публикация — 25.12.2012 на pvo.forum24.ru

Admin: ■ ОружиеНовый облик армейского автомобиля Минобороны делает ставку на высокие ТТХ перспективных моделей КамАЗа ■■ Евгений Друзин ■■ Значительную часть автомобильного парка Вооруженных Сил России составляют машины марки КамАЗ. В армии их насчитывается свыше 50 тысяч единиц. На шасси отечественного автогиганта монтируется более 350 образцов вооружения и военной техники. Сегодня ОАО «КамАЗ» предлагает войскам ряд принципиально новых машин, отличающихся повышенными ТТХ. ■■ Военная карьера КамАЗов началась в Афганистане, где на долю этих машин выпало большинство грузовых перевозок. Имеющиеся на тот момент грузовые автомобили «Урал—375», ЗиЛ—131, ГАЗ—66 были оснащены бензиновыми двигателями, которые отличались не только высоким расходом топлива, но и неустойчивой работой на высокогорье. В 1976 году в Набережных Челнах начали сходить с конвейера грузовики КамАЗ—5320 (6х4), и практически сразу было принято решение направить их в зону конфликта. ■ Одним из недостатков этого автомобиля, как и всех остальных, стоящих на вооружении, стала малая для преодоления горных и других сложных участков мощность. Разработчики решили эту проблему, создав в 1981 году полноприводную модель КамАЗ—4310 (6х6) грузоподъемностью шесть тонн. ■ Но оставалась нерешенной главная задача — защита водителя и пассажиров. За годы афганской кампании наши войска потеряли 11 369 автомобилей всех типов. Сколько при этом погибло личного состава, доподлинно неизвестно. В этот период бронезащитой впервые начала заниматься отечественная промышленность. Разработанные специальные экраны массово устанавливались снаружи автомобилей. Эти меры хоть и позволили увеличить защищенность, но по опыту первой и второй чеченской кампаний оказались недостаточными.  Броня для личного состава  ■ Первой камской машиной с наружной экспериментальной бронезащитой стал КамАЗ—4350. Работы по проекту начались после Постановления правительства № 721—161 от 24 июня 1987 года. Семейство получило обозначение «Мустанг». Это КамАЗ—4350, КамАЗ—5350 и КамАЗ—6350 с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 соответственно. Прототипы созданы в начале 90—х, а пилотная партия выпущена в 1995 году. Автомобили получили 10—ступенчатую КПП, модернизировали сцепление, усиленные раздаточную коробку, карданные валы и многое другое. Доработали шасси под установку фитинговых креплений для использования сменяемых кузовов контейнерного типа. Проходимость удалось существенно увеличить за счет применения межколесных блокируемых дифференциалов и новых широкопрофильных шин. ■ В январе 1999 года эти КамАЗы, получив одобрение ГАБТУ МО РФ, были объявлены приоритетным видом автомобильной техники для подразделений МО и МЧС России и рекомендованы межведомственной комиссией к серийному производству. Приказом министра обороны РФ № 340 от 28 августа 2002 года указанные модели приняли на снабжение Вооруженных Сил. В 2003—м автомобили получили новые двигатели стандарта «Евро—2» и в том же году в войска поступила первая партия из семи комплектов машин. ■ Семейство «Мустанг» стало первым, на котором по требованию заказчика устанавливалась кабина со скрытым бронированием с уровнем бронезащиты класса 3 или 5а. Кроме этого в 2005—м начат выпуск бронированного КамАЗ—5350 с комплектом дополнительной защиты и защищенным многофункциональным модулем ММ—501. Автомобиль предназначен для перевозки личного состава с обеспечением защиты от средств поражения по 5—му классу. Он также оборудован комплектом дополнительной защиты (КДЗ), прошедшим ходовые испытания в 21—м НИИ и выдержавшим испытания на противопульную стойкость от осколочно—фугасного воздействия в 38—м НИИИ МО РФ. КДЗ — надежный экран от пуль ЛПС и ПС с ТУС калибра 7,62 миллиметра. Кроме этого реализована защита аккумуляторных батарей, топливных баков, агрегатов и узлов двигателя от фугасного воздействия и осколков ручных гранат типа Ф—1, в том числе при наземном подрыве под днищем машины. ■ Также на агрегатной базе КамАЗ—4350 был создан специальный бронированный по 6—му классу КамАЗ—43269 «Выстрел», рассчитанный на перевозку десяти военнослужащих. Это защищенное транспортное средство массово в Российскую армию не поставлялось, однако пользуется стабильно высоким спросом у ФСИН в качестве замены БТР—80. ■ Следующим этапом развития военных КАМАЗов стало появление семейства автомобилей повышенной грузоподъемности. Эти многофункциональные шасси предназначены для монтажа вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) массой от 15 до 24 тонн, а также буксировки прицепных артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов и полуприцепов массой до 85 тонн по дорогам с твердым и грунтовым покрытием, отдельным участкам местности. Этим машинам разработчики присвоили неофициальное обозначение «Торнадо». ■ Проведенные ОКР показывают возможность применения «Торнадо» для замены устаревших транспортных баз под монтаж как вновь разрабатываемых, так и модернизируемых ВВСТ.  Перспективные машины  ■ Вооруженный конфликт августа 2008 года стал негласной отправной точкой начала работ по поиску технического облика и разработке принципиально иного подхода к созданию военной автомобильной техники (ВАТ) нового поколения. ■ Концепция развития ВАТ на период до 2020 года предусматривает уменьшение номенклатуры армейских машин, повышение защищенности специальной техники и создание на базе коммерческих автомобилей тыловых. ■ Определены также основные направления создания перспективной военной техники. В новых моделях следует резко повысить мобильность, обеспечивая тем самым высокие максимальные и средние скорости при движении по всем типам дорог и местности. Необходимо в полтора—два раза увеличить надежность за счет внедрения встроенных систем диагностики и предупреждения о предельном состоянии. Иные правила устанавливаются в отношении живучести — она должна вырасти в два раза. Достичь этого планируется за счет повышения скрытности и защищенности. Помимо технических требований возрастают и эксплуатационные: будущая техника позволит сократить время на подготовку к применению, а также снизить затраты на техническое обслуживание. ■ Если перейти к конкретным цифрам, то требования к новому поколению машин выглядят следующим образом: мобильность должна обеспечиваться максимальной скоростью 100—105 километров в час, средние скорости движения по грунтовым дорогам — 40—45 километров в час, запас хода — 1000—1200 километров. Высокая проходимость реализуется за счет регулируемого дорожного просвета 400—550 миллиметров, углов свеса 40—45 градусов, шин с рисунком высокой проходимости и системы регулирования давления. ■ Защищенность военного автомобиля будущего достигается комбинированной броней с уровнем защиты от стрелкового оружия по четвертому – шестому классам, минной стойкостью второго — четвертого классов, а также боестойкими колесами. ■ Для большей безопасности вводится обязательное наличие антиблокировочной (АБС) и противобуксовочной (ПБС) систем. ■ Типаж ВАТ нового поколения должен быть представлен машинами поддержки боевых действий (защищенные), автомобилями и шасси для решения логистических задач, а также специальными шасси под монтаж и обеспечение боевого применения вооружения.  Прорывные решения  ■ 15 марта 2013 года на заводском полигоне в Набережных Челнах был представлен весь модельный ряд КамАЗов, поступающих в Вооруженные Силы. Наибольшее внимание привлек первенец нового поколения российских специальных автомобилей — «Тайфун—К», об особенностях которого рассказал заместитель главного конструктора предприятия Юрий Кухаренко. ■ Тактические защищенные автомобили нового поколения серии «Тайфун» могут иметь как модульную конструкцию, так и однообъемный корпус. Они предназначены для выполнения боевых задач, в том числе со смонтированными ВВСТ, а также для тылового и других видов обеспечения: перевозки личного состава и грузов. Семейство включает машины с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. ■ В настоящее время для оценки правильности конструкторских решений созданы опытные образцы «Тайфун—К» 6х6. Многие характеристики этой разработки остаются секретными, но некоторые подробности узнать все же удалось. ■ Известно, что агрегатная база новинки не имеет ничего общего с выпускаемыми в настоящее время автомобилями. Полностью независимая подвеска всех шести колес позволила реализовать требования к повышению скорости движения по грунтовым дорогам и увеличить проходимость за счет применения системы изменяемого дорожного просвета. Однако такое решение помимо улучшения характеристик влечет за собой и рост инвестиций в проект, потому как организация серийного производства потребует создания новых производственных мощностей. Этот недостаток конструкторы принимают во внимание, но просят военных ответить на вопрос: в какую сумму армейское руководство оценивает жизнь солдата? ■ Известно также, что в разработке бронезащиты перспективной модели принимал участие и саровский ядерный центр. Впервые в практике российского автомобилестроения применяется керамическая броня, производство которой необходимого количества и качества успешно организовано в Новосибирске. Это решение, по словам генерального директора ОАО «КамАЗ» Сергея Когонина, позволило достигнуть такого уровня защищенности машины, который превосходит требования, заложенные в ТТЗ. ■ Еще одним обязательным условием стало использование автоматической трансмиссии. К такому выводу специалисты предприятия пришли, проанализировав уровень профессиональной подготовки солдат и сержантов. Применение АКПП позволит снизить вероятность ошибки водителя и риск поломки дорогостоящей техники. Неизвестно, кто станет поставщиком трансмиссии, но по всей вероятности, выбор будет сделан в пользу продукции ООО «ЦФ КАМА» — совместного предприятия германского концерна Zahnrad Fabrik и ОАО «КамАЗ». ■ Открытым остается вопрос и о силовом агрегате. Опытные образцы оснащены дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 550 лошадиных сил, но каких—либо подробностей о нем не сообщается. ■ Разработка двигателя для автомобилей будущего является ключевым моментом, от которого зависит, удастся ли реализовать все высокие характеристики, заложенные в проект. Выпускаемые сегодня силовые агрегаты не удовлетворяют предъявляемым требованиям по максимальной скорости и мобильности. ■ Проблему прекрасно понимают конструкторы. Поэтому они активно работают над созданием перспективного семейства дизельных двигателей с мощностным диапазоном 750—1500 лошадиных сил. Целью данного проекта является формирование линейки силовых агрегатов R6, V8 и V12, включая разработку документации, изготовление опытных образцов, проведение комплекса испытаний, а также управление и выбор поставщиков, подготовку и организацию производства двигателей. Это семейство предназначено для применения на автомобильной технике специального назначения, на колесных транспортерах большой грузоподъемности для решения задач по перевозке наиболее громоздких технологических агрегатов массой 20 и более тонн, а также высокофорсированных версий для транспортных средств многоцелевого назначения. ■ Вряд ли предприятию удастся реализовать этот грандиозный проект в одиночку. Для решения этой амбициозной и масштабной задачи необходимо придать программе статус государственной, что позволит сконцентрировать необходимые финансовые и интеллектуальные ресурсы. ■ Помимо силовой установки и АКПП для армейского автомобиля потребуется организация производства многих других агрегатов и узлов, которые в настоящее время отечественной промышленностью серийно не выпускаются. Это гидропневматическая независимая подвеска, ведущие мосты с центральным и колесным редуктором, лебедка с гидравлическим приводом и многое другое. ■ Отдельная проблема — производство бронестойких шин. До сих пор российская промышленность даже не приступала к их разработке. Предприятия не хотят вкладывать собственные средства, что легко объясняется невысоким спросом, а проведение НИОКР и организация серийного выпуска сделают эти шины «золотыми». ■ Российская армия нуждается в современных и надежно защищенных автомобилях. На лето 2013 года запланировано начало производства на ОАО «КамАЗ» опытной партии подобных машин по заказу Минобороны. Это позволяет надеяться, что Вооруженные Силы уже в ближайшем времени пополнятся новыми моделями, в создании которых использован не только мировой опыт, но и последние достижения отечественных автомобилестроителей. ■ ■ Опубликовано в выпуске № 12 (480) за 27 марта 2013 года ■ Первая публикация — 26.03.2013 на pvo.forum24.ru

Admin: Победитель будет одинОАО «КамАЗ» и ОАО «Урал» начинают разработки новых АМН ■ Александр Привалов, главный редактор «Автомобильного каталога» www.autocatalogue.ru специально для журнала «Грузовик Пресс», фото автора, иллюстрации из презентаций участников конференции  ■ ■ ■  ■ ■ ■ Первая публикация — 26.03.2013 на pvo.forum24.ru

Admin: Победитель будет одинОАО «КамАЗ» и ОАО «Урал» начинают разработки новых АМН ■ Александр Привалов, главный редактор «Автомобильного каталога» www.autocatalogue.ru специально для журнала «Грузовик Пресс», фото автора, иллюстрации из презентаций участников конференции  ■ ■ ■  ■ ■ ■ ■ Первая публикация — 26.03.2013 на pvo.forum24.ru

Admin: БАЗ—6910 для различных ВВТОпытные образцы подъёмных агрегатов ■ Александр Привалов, Дмитрий Колесников, Сергей Шалавасов, Юрий Шпак, Иллюстрации и фото ЗАО «БАЗ» и ОАО «КБСМ»  ■ ■ ■ ■ ■ Первая публикация — 29.03.2013 на pvo.forum24.ru

Admin: БАЗ—6910 для различных ВВТСтанция радиоэлектронной борьбы ■ Александр Привалов, Дмитрий колесников, Сергей Шалавасов, Юрий Шпак. Иллюстрации и фото ЗАО «БАЗ» и ОАО «ВНИИ «Градиент»  ■ ■ ■ ■ ■ Первая публикация — 13.05.2013 на pvo.forum24.ru

Admin: ■ Оружие Александр Привалов, главный редактор «Автомобильного каталога»Абсурд на колесахТребование участвовать в гособоронзаказе за собственный счет маловыполнимо Еженедельник «ВПК» в №№ 14, 15, 16 опубликовал материалы, свидетельствующие об угрозе потери отечественного производства специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ) для МО РФ. В октябре 2008 года Минобороны закрыло ОКР «Вощина—2», а Брянский автомобильный завод (БАЗ) продолжил проведение работ по совершенствованию СКШТ за свой счет. Успешное завершение указанной ОКР было бы для БАЗа последним шансом для возрождения, но этого не произошло. ■■ ■ Коллаж Андрея Седых Еще не начались госиспытания шасси и тягачей, создававшихся в рамках ОКР «Вощина—1», а головными разработчиками ВВТ БАЗу были выставлены требования на доработку шасси и тягачей под конкретные образцы комплексов. Работы по расширению применения шасси и тягачей БАЗа велись параллельно с проведением ОКР «Вощина—1». Причем почти всем «головникам» потребовались СКШ грузоподъемностью не менее 20 тонн, а в ТТЗ на ОКР «Вощина—1» грузоподъемность была задана не более 18. Тем не менее задачу по увеличению грузоподъемности завод решил.  ОКР «Вощина—2»  ■ Для ряда перспективных комплексов и систем требовались СКШ более широкие — не менее трех метров (вместо реализованной в СКШТ «Вощина—1» ширины 2,75 метра). Требование по габаритной ширине обусловлено особенностями монтажа и обеспечения поперечной устойчивости размещаемых ВВТ, особенно если центр масс конечного изделия находится высоко. ■ Также необходимо было провести разработку ряда систем и узлов самих СКШТ. Последнее не сделали в связи с недофинансированием ОКР «Вощина—1», в частности гидромеханической передачи (ГМП). ■ На БАЗе задумались о разработке нового семейства шасси и тягачей, и на рубеже веков на заводе впервые заговорили о новой работе под названием «Вощина—2». Среди проблем было отсутствие современных шин грузоподъемностью шесть тонн. Также рассматривалась разработка гидропневмоподвески. Но уже тогда стало ясно: без государственной поддержки многие вопросы не решить, тем более что в данном случае речь шла о создании семейства шасси и тягачей только для МО РФ. ■ В связи с тем, что работы соисполнителей по разработке автокомпонентов (шины, ГМП) значительно различались по срокам, БАЗ предложил провести ОКР «Вощина—2» в два этапа. На первом реализовать требования по увеличению габаритной ширины и грузоподъемности, установить двигатель 500 лошадиных сил и отработать конструкции агрегатов трансмиссии и подвески. На втором этапе установить двигатель мощностью 600—650 лошадиных сил, АКП или трансмиссионный модуль, бортовую информационно—управляющую систему (БИУС), а также другие агрегаты и комплексы. 24 мая 2005 года начальник вооружения ВС РФ — заместитель министра обороны генерал армии Алексей Московский утвердил решение № Р—19—2005, в котором было упоминание об ОКР «Вощина—2» в рамках ГПВ—2015. ■ В итоге заказчик отказался от первого этапа, провести который предлагал завод, и сразу решил приступить ко второму. Государственный контракт был заключен лишь в мае 2007 года.  Неожиданный удар  ■ Работы по новому семейству СКШТ уже шли полным ходом, но, как и в случае с ОКР «Вощина—1», с финансированием опять возникли проблемы. У автора нет объяснения, в силу каких причин завод получил меньше четверти суммы из указанных в государственном контракте 80 миллионов рублей. Из сопутствующих НИОКР удалось выполнить в полном объеме всего одну, связанную с системой управления. ■ Проведенные кадровые изменения в руководстве ГАБТУ отрицательно повлияли на развитие всей отечественной военной автомобильной техники (ВАТ). В октябре 2008 года начальник ГАБТУ генерал—лейтенант Николай Ершов своим решением вообще остановил все финансирование ОКР «Вощина—2» и всех сопутствующих работ. Без работ по шинам и ГМП выполнение основной ОКР потеряло смысл. К тому же остаток неосвоенных средств заказчик потребовал вернуть. ОКР «Вощина—2» была приостановлена на этапе разработки КД (технический проект разработали). ■ Проблемы возникли в связи с явным намерением руководства ГАБТУ сосредоточить все разработки и производство ВАТ на одном заводе. Так, в 2008 году МО РФ отказалось от закупок разработанного на БАЗе в инициативном порядке и принятого в том же году на снабжение ВС РФ седельного тягача БАЗ—6403, предпочтение отдали седельному тягачу КамАЗ—65225, который не прошел госиспытания и не был принят на снабжение ВС РФ. В процессе испытаний выявлены замечания. ■ 17 декабря 2008 года на международной конференции, проводившейся ОАО «АСМ—Холдинг», врио начальника 21—го НИИИ МО РФ полковник Тарасов сообщил о том, что КамАЗ пообещал сделать собственные тягачи и шасси большой грузоподъемности (от 25 тонн и выше) для замены СКШТ от МЗКТ. Позже автору стало известно о том, что КамАЗу уже выделены 120 миллионов рублей на проведение работ по этой теме (НИР «Платформа»). ■ Врио начальника 21—го НИИИ МО РФ мотивировал остановку финансирования ОКР «Вощина—2» тем, что в ее рамках разрабатывается техника двойного назначения и поэтому такая техника должна создаваться не за счет государственных средств. А заказчик будет покупать конкурентоспособную технику по своему усмотрению. Этот ответ был дан перед большой аудиторией. Многие до сих пор гадают: почему вообще тема СКШТ прозвучала публично именно в декабре 2008 года? Возможно, уже не было никакой возможности замалчивать факты, тем более что месяцем ранее, 19 ноября 2008 года в МО РФ состоялось совещание, на котором представители промышленности (и БАЗа в том числе) высказали вслух все, что думали об остановке НИОКР. К сожалению, о том совещании общественность не проинформирована. ■ Высказывания о том, что заказчик будет покупать конкурентоспособную технику по своему усмотрению, стали модными после назначения в апреле 2007 года на должность начальника вооружения — заместителя министра обороны Николая Макарова, позднее — начальника Генерального штаба ВС РФ — первого заместителя министра обороны. Хотя любому специалисту, связанному с ВВТ, понятно: ни одна серьезная работа не может быть проведена без государственного финансирования. ■ ОКР «Вощина—2» была инициирована вовсе не потому, что новые шасси и тягачи крайне необходимы предприятиям экономического сектора. Если военным нужны СКШТ, которые могут передвигаться по полному бездорожью с максимально возможной средней скоростью (нынешние требования — не менее 40—45 километров в час), обеспечивая при этом сохранность полезной нагрузки и защиту от различных средств разведки и поражения и т.д., выполняя также многие другие тактико-технические требования, то гражданским заказчикам многое из этого не требуется. ■ Даже ОАО «КамАЗ», обладая существенно большими ресурсами, не смогло (или не захотело) провести работы по СКШ военного назначения за свой счет с последующим предложением готовой техники заказчику. Причастные уже тогда знали — КАМАЗ на ОКР запросит раз в 20, а то и больше, чем выделено на НИР «Платформа». А о том, сколько еще дополнительно предстоит потратить на организацию серийного производства, посвященные боялись даже говорить в присутствии представителей СМИ. Возможно, именно поиск средств для проведения работ КамАЗом стал истинной причиной сворачивания как ОКР «Вощина—2», так и многих других работ. ■ Итак, в конце 2008 года БАЗ опять и уже в который раз по вине МО РФ оказался в затруднительном положении. Успешное проведение ОКР «Вощина—2» было бы для БАЗа последним шансом возрождения и занятия достойного места в ряду предприятий ОПК. ■ Наиболее характерный пример некомпетентности — судьба ЗРПК «Панцирь—С». В августе 2008 года в процессе госиспытаний был проведен перемонтаж модулей комплекса с шасси КамАЗ—6560 на шасси БАЗ—6909—019. В сентябре—октябре успешно прошли стрельбы с боевой машины (БМ), смонтированной на шасси БАЗ—6909—019. По всем согласованным документам планировалось осуществлять поставку комплекса «Панцирь—С1» на экспорт на Ближний Восток на шасси КамАЗ-6560, а в ВС РФ — комплекс «Панцирь—С» на шасси БАЗ—6909. По отзывам специалистов, участвовавших в перемонтаже оборудования БМ комплекса и проведении пробеговых испытаний и стрельб на полигонах Капустин Яр и Ашулук, БМ на шасси БАЗ—6909—019 обладает более высокими скоростями движения, динамикой, проходимостью, плавностью хода. Почему в серию не пошел «Панцирь—С» на шасси БАЗ—6909—019, догадаться не так уж сложно.  Невостребованная «Вощина—1,5»  ■ К счастью, в МО РФ не решились закрыть ряд работ по перспективным системам и комплексам ПВО. Головным разработчикам, ориентировавшимся на отечественную технику, были необходимы широкие шасси и тягачи, и их предстояло создать. На БАЗе невольно вспомнили о первоначальных планах и конструкторы в инициативном порядке взялись за реализацию первого этапа разработки широких СКШТ, которые для удобства назвали «Вощина—1,5» (этот шифр семейству официально не присваивали и не используют в документах). Летом 2009 года уже начали разрабатывать тягач БАЗ—6403.01. ■ По результатам работ с потенциальными заказчиками была выявлена принципиальная необходимость увеличения габаритной ширины СКШТ для обеспечения возможности размещения, в том числе путем перемонтажа ВВТ с шасси и тягачей МЗКТ на БАЗ, различных средств ЗРС «Триумфатор—М». ■ 10 июня 2011 года БАЗ—6403.01 был показан министру обороны, военным специалистам, представителям промышленности и прессе в подмосковных Бронницах. К сожалению, немногие обратили внимание на новинку, которую представлял БАЗ. Судя по дальнейшему развитию событий, тот памятный показ мало что принес полезного — прежний министр обороны вряд ли что—то вообще понял из увиденного и услышанного, так как ЗАО «БАЗ» вынуждено было проводить типовые испытания нового тягача, в том числе в НИИЦе АТ 3—го ЦНИИ МО РФ, за счет собственных средств. По имеющейся у автора информации, в дальнейшем этот тягач так и остался невостребованным для применения в составе ВВТ или для буксировки тяжелой бронетанковой техники, хотя его неоднократно показывали самым разным военачальникам и должностным лицам, в том числе президенту РФ Дмитрию Медведеву (в сентябре 2011—го на учениях в Чебаркуле именно БАЗ—6403.01 вытаскивал из грязи застрявшие автомобили повышенной проходимости отечественного производства). ■ В рамках дальнейших работ по «Вощине—1» могут быть осуществлены разработки и изготовление других образцов модернизированных СКШТ с увеличенной габаритной шириной и для использования в составе систем и комплексов ВВТ. Предпринимаются шаги, чтобы заинтересовать МО РФ перспективной техникой. Так, 1 февраля 2013 года на сайте военного ведомства появилась информация о посещении министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу главного командования СВ. Министру были продемонстрированы макеты перспективных образцов ВВТ для СВ. На одной из фотографий на переднем плане можно было увидеть шасси БАЗа, причем это широкая «Вощина—1,5». Данное шасси предлагается использовать под монтаж различных ВВТ, в том числе для СПУ ОТРК «Искандер» и перспективных ОТРК.  Призрачные перспективы  ■ Непосвященному читателю покажется, что все на БАЗе хорошо: завод выполняет поставки в рамках ГОЗ и в ближайшие годы ожидается его увеличение. В настоящее время по основным показателям технического уровня и ТТХ шасси и тягачи семейства «Вощина—1» соответствуют современным и перспективным (до 2020 года) требованиям и обеспечивают монтаж, транспортировку и боевое использование серийных и модернизированных комплексов ВВТ, полную замену базовых шасси типа КрАЗ (производства Украины), а также СКШТ типа МАЗ—543, МЗКТ—7930 (производства РБ) как при проведении капитального ремонта, так и в ходе серийного производства образцов ВВТ. ■ Но это день сегодняшний. Ведь любая, даже самая совершенная техника имеет пределы по ее модернизации и на БАЗе нужно создавать новое семейство СКШТ военного назначения. ■ Приостановка ОКР «Вощина—2» исполнена на основании решения генерального заказчика. Сама формулировка «приостановка работ» не исключает их возобновления. Отдельные наработанные в рамках ОКР «Вощина—2» решения уже сейчас внедрены или внедряются в конструкции СКШТ. Пока еще сохраненный инженерный потенциал предприятия готов к реализации большинства известных на БАЗе проектов ОКР и НИР, однако время уходит, а практической своей реализации эти планы не находят. ■ Вопрос стоит очень остро. Много говорится о том, что предприятия промышленности должны вести инициативные разработки, но такие разработки на БАЗе уже есть, в том числе и в металле (например в мае 2011 года изготовлен опытный образец шасси БАЗ—69096—013 с колесной формулой 10х10.1). Однако уже неоднократно на БАЗе сталкивались с тем, что в дальнейшем перспективные образцы остаются невостребованными со стороны МО РФ и головных разработчиков, с которыми предварительно согласовываются ТТЗ. Если же завод вложит значительные средства в разработку нового семейства военного назначения, будет ли оно востребовано МО РФ? Особенно в нынешних условиях, когда на других предприятиях уже ведутся разработки перспективных семейств автомобилей многоцелевого назначения и СКШТ, которые по своим ТТХ (грузоподъемность, увеличенная габаритная ширина, защищенность, независимая подвеска) частично соответствуют СКШТ БАЗа? Брянский автозавод не боится конкуренции, но, как показал предыдущий опыт, не всегда результат определяют лучшие ТТХ образцов техники — в 2008—2012 годах решения чаще принимались исходя из иных соображений. Поэтому наиболее оптимальным может быть либо продолжение ОКР «Вощина—2» с корректировкой ТТЗ, либо открытие новой ОКР, в рамках которой необходимо создать определенный научно-технический задел на перспективу. Но в нынешней ситуации собственник завода работы без государственного финансирования вести не планирует. ■ Сегодня на БАЗе все чаще задумываются: нужен ли будет этот завод государству в его нынешнем качестве через три года? Через пять лет? По имеющейся у автора информации, собственник завода уже рассматривает даже такой фантастический вариант, как полное перепрофилирование производства, прекращение выпуска СКШТ военного назначения после выполнения всех заключенных договоров в рамках ГОЗ. ■ ■ Опубликовано в выпуске № 18 (486) за 15 мая 2013 года ■ Первая публикация — 16.05.2013 на pvo.forum24.ru

Заправщик: Грустно... Гробить такое предприятие!

Admin: RAE 2013: несбывшиеся надежды,или Сенсационные новинки не для широкой публики ■ Александр Привалов, главный редактор «Автомобильного каталога» www.autocatalogue.ru специально для журнала «Грузовик Пресс», фото автора, АЗ «Урал» и ООО «ВПК»  ■ ■ ■  ■ ■ ■

Admin: RAE 2013: несбывшиеся надежды,или Сенсационные новинки не для широкой публики ■ Александр Привалов, главный редактор «Автомобильного каталога» www.autocatalogue.ru специально для журнала «Грузовик Пресс», фото автора, АЗ «Урал» и ООО «ВПК»  ■ ■ ■  ■ ■ ■ 

Admin: ■ 16—11—2014 АрмияНовый специальный автомобиль БАЗ—6909.60 прошел приемосдаточные испытания Стало известно, что первый образец нового специального шасси БАЗ—6909.60 (10х10) шириной 3100 мм прошёл приемосдаточные испытания. Так новейшая разработка Брянского Автомобильного Завода прошла цикл полевых и заводских испытаний с цель подтверждения заложенных тактико—технических характеристиках. □ □ Отмечается что новое специализированное шасси в случае принятия на вооружение может стать основой для создания и разработки новых ракетных и противовоздушных комплексов. БАЗ—6909.60 может стать базой для перспективного комплекса противовоздушной обороны С—500 в качестве мобильной пусковой установки и машин обеспечения. На данный момент шасси предыдущего поколения уже используются для транспортировки пусковых установок систем ПВО С—400 для вооруженных сил Российской Федерации и комплексов С—300 ВС Китая и Азербайджана. □ Источник — autocatalogue.livejournal.com

Admin: ■ № 160, февраль 2016Тест–драйв БАЗ–6402, тягача ЗРК С–400 «Триумф»При упоминании зенитно–ракетного комплекса С–400 «Триумф» обычно представляешь себе вращающуюся антенну РЛС или взлетающие зенитные ракеты. Но как же ракеты попадают на боевую позицию где–нибудь в лесной глуши? □ □ ■ Езда на тягаче С–400 в целом довольно комфортна, ухабы и неровности не ощущаются. И я вполне верю, что этот тягач способен пройти по лесу со скоростью 40 км/ч с учетом деревьев — точнее, просто их не замечая □ ■ Военная кафедра университета, где я учился, готовила командиров расчета зенитно–ракетного комплекса С–300. Электронику командного пункта мы изучали на действующем макете–тренажере, а чтобы продемонстрировать реальный ЗРК, нас повезли на экскурсию в военную часть. Настоящий командный пункт С–300 оказался очень похожим на макет и особого интереса не вызвал, так что будущие лейтенанты запаса вскоре заскучали. Тогда офицер, сопровождавший группу, пустил в ход беспроигрышный аргумент: повел группу на позицию, где стояли транспортные машины — тягачи МАЗ с прицепами, на которых располагались пусковые установки зенитных ракет. После гордой демонстрации звука заведенного мотора никто не смог устоять перед обаянием гигантской машины, и польщенный офицер стал отвечать на вопросы заинтересованных студентов. □ □ — А сколько весит? — Больше тридцати тонн. — А много ест топлива? — Сотню [литров] на сотню [километров] (слушатели уважительно замолчали). — А какую скорость развивает? — По дороге 80 км/ч, по лесу — 40. — А как же деревья? — А это уже с учетом деревьев. ■ И вот, спустя 25 лет после этого ответа, ставшего в нашей группе крылатой фразой, мне, наконец, представилась возможность прокатиться на транспортной машине, правда, уже более нового комплекса С–400 «Триумф» — тягаче Брянского автомобильного завода БАЗ–6402. □ □ ■ В кабине сразу понимаешь, что это военная машина. Скучный черный пластик и окрашенный в армейский серый цвет корпус радиостанции навевают тоску. Зато кресло куда удобнее, чем ожидаешь — регулируемое и с амортизацией. А системе очистки воздуха позавидует любой водитель, который стоял в пробке рядом с чадящим КамАЗом: БАЗ оснащен фильтровентиляционной установкой ФВУА–100А, защищающей экипаж в условиях химического, радиоактивного или бактериологического заражения и создающей в кабине небольшое избыточное давление. А еще там есть люк. Правда, не стеклянный и не прямоугольный, а круглый. □ □ ■ На торпеде — схема переключения передач. Их девять — пять в низшем диапазоне (1−5), четыре в высшем (5−9) и задний ход. Проверяю, что рычаг на нейтралке, завожу двигатель. В кабине быстро становится тепло, что при легком морозце снаружи совсем не лишнее. На правом сиденье расположился инструктор — старший лейтенант Иван Заварзин, командир взвода стартовой батареи ЗРК С–400: «Сцепление долго не держите нажатым». Следую совету, быстро отпускаю сцепление — и машина трогается, благодаря тяговитому дизелю почти без нажатия на педаль газа. □ □ ■ Приближаясь к повороту, успеваю переключить на третью. «Не забывайте, что передние колеса — в паре метров за спиной, — говорит мой инструктор. — А сзади еще пусковая установка». Когда кабина уже проходит апекс, начинаю крутить руль и аккуратно вписываюсь в габариты трассы. «Газу, газу!» — командует Иван: в повороте я чуть ослабил нажатие на педаль акселератора, и машина сбросила скорость. Странно, мне казалось, что инерция у 35–тонного тягача будет изрядная. Все проясняется, когда я, завершив круг и излишне резко затормозив (тормоза очень острые), наконец подъезжаю к месту стоянки и осматриваю машину снаружи. Оказывается, колеса полуприцепа приспущены. «Во время езды по песчаной местности для лучшей проходимости давление в шинах снизили, — объясняет Иван. — Колеса тягача снабжены системой автоподкачки, и давление в шинах можно оперативно регулировать». □ Экипаж машины боевой □ ■ Экипаж транспортной машины состоит из двух человек: водителя-механика и водителя–оператора пусковой установки. Работа водителя заканчивается, когда машина достигает места дислокации, а затем основная роль переходит к оператору. «Его рабочее место — снаружи, где расположены пульты управления гидравлическими домкратами–опорами и гидроцилиндрами пусковой установки», — объясняет старший лейтенант Кирилл Гарцеев, исполняющий обязанности командира стартовой батареи. Для питания этих систем в полевых условиях используется генератор, приводимый в действие дизельным двигателем тягача. А вот функционирование пусковой установки после развертывания обеспечивается уже другой системой питания — установленным на прицепе ГТА, газотурбинным агрегатом. После приведения установки в рабочее (вертикальное) положение требуется подключить связь с командным пунктом ЗРК (кабелем или по радиоканалу). Общее время развертывания пусковой установки «с хода» — несколько минут (это время увеличивается, если требуется еще и привязать систему к местности). □ ■ Автор — Дмитрий Мамонтов



полная версия страницы